Грозный не принёс ничего нового в основах феодальной иерархии, однако стал её символом, вобрав в себя яркие моменты экспансии, жестокости и произвола. Начало выглядело многообещающе: группа талантливых единомышленников, которая, в конечном итоге, стала жертвой произвола. Существует переписка князя Курбского с Грозным, где можно увидеть, что в других местах существовало равновесие между интересами князей и бояр, учитывались особенности городов. Но в данном случае сила власти одержала верх.
Опричнина является особой главой в нашей истории, демонстрирующей, как власть организует террор против собственных граждан. Хотя казалось, что существуют и светлые стороны, такие как земские соборы, которые могли бы символизировать начало представительной демократии, на деле это оказались лишь инструменты для имитации, под полным контролем власти.
Правда, были успешные походы, и Русь впервые вышла за пределы национальных территорий, претендуя на роль хозяина степей, что напоминало Золотую Орду. На горизонте замаячил облик будущей Империи. Однако самым поучительным последствием военно-феодальной дубины стала смута, едва не стоившая жизни русскому государству. В этот период защиту государства осуществляли не военная элита, а простые посадские люди. Это поучительное время, если, конечно, не пытаться использовать его для оправдания жестокости и экспансии в качестве инструментов политики.