Марш на Смольный

Вчера в Петербурге прошел самый крупный и успешный Марш несогласных с 2007 года. Около 2000 демонстрантов преодолели более трех километров, несколько раз прорвав полицейское оцепление и практически дойдя до Смольного дворца, где располагается администрация губернатора. Питерская оппозиция сумела консолидировать усилия, и это дало свои результаты.

С полудня к Гостиному двору была стянута вся полиция Петербурга: десятки автозаков вдоль Невского, сотни полицейских, бойцы ОМОН, оперативники в штатском с рациями. Ближе к 18:00 на площади начали собираться «несогласные» и представители прессы. Полицейские пытались рассеять людей, чтобы не дать им выстроиться в колонну.

В назначенное время колонна вышла на площадь: мы с Борисом Немцовым, члены федерального руководства «Солидарности» Александр Рыклин и Иван Тютрин, лидер питерского РНДС Андрей Пивоваров, бывший депутат городского заксобрания Сергей Гуляев и несколько активистов. Вокруг начали суетиться полицейские, но постепенно собравшиеся люди образовали разношерстную колонну протестующих. Под аккомпанемент запретительных криков из мегафона Марш несогласных начал движение по Невскому проспекту.

«Россия без Путина! Долой власть чекистов!» — зазвучало скандирование, когда колонна вошла в оперативный простор и дорога оказалась открыта. Первые сотни метров Марш не встретили никакого сопротивления, однако вскоре над колонной начал кружить вертолет, а бойцы ОМОН, пытаясь обогнать первые ряды, оказались неэффективными.

Первое столкновение с полицией произошло в районе Аничкова моста. Из подъехавших автозаков начали выгружаться омоновцы, которые встали цепью на пути демонстрантов. Однако протестующие набрали уверенный темп, и сопротивление полиции было преодолено за минуту. Растерянные полицейские остались позади, а толпа, держа российские флаги и лозунги против Путина и Матвиенко, продолжала двигаться.

Полицейские время от времени атаковали колонну, выхватывая активистов с мегафонами и символикой. Одних девушек скрутили с растяжкой «Питер без Матвиенко», другого активиста ранили, но многим удалось уйти. Главное — Марш продолжал движение, не замедляя темп. Через несколько сотен метров на протестующих уже ожидали ряды спецназовцев, подтянувшиеся из прилегающих улиц.

В этот момент группа анархистов попыталась перекрыть Невский проспект: человек 70 выбежали на проезжую часть и запустили дымовые шашки. Большая часть полиции была вынуждена переместиться и задерживать анархистов, освободив путь для Марша, который с трудом но преодолел небольшое оцепление.

Я поднялся на опрокинутую коробку и снова обернулся назад: колонна была растянута. В толпе мелькали флаги, знамена и лозунги. Полицейские выхватывали из толпы наиболее активных оппозиционеров. Два омоновца бежали за парнем с флагом Стратегии-31, создавая ощущение, что весь Невский проспект превращен в бурлящее протестное движение.

Неожиданно в ушах загудело: полиция применила новую тактику — вертолет завис очень низко, заглушая лозунги и разгоняя ветер так, что на людей сыпались сосульки. Тем временем Марш двигался на Лиговский проспект в направлении Смольного. Полиция не успевала отсекать людей, но на подходе к БКЗ «Октябрьский» группа спецназа попыталась арестовать Немцова.

Ожесточенная стычка с омоновцами не принесла успеха — люди отбили Немцова и других лидеров, возглавлявших шествие. Были арестованы только Чепкасов из «Другой России», причем один из полицейских попал под машину, но все остались живы. На выходе на Суворовский проспект колонна уже заметно поредела: многие были арестованы, а часть оказалась отсеченной и рассеянной полицией.

До резиденции губернатора Матвиенко оставалось всего 200-300 метров, когда остатки колонны были блокированы значительно превосходящими силами ОМОНа. Выстроив оцепление, омоновцы предприняли наступление на демонстрантов с обеих сторон и зажали остатки «несогласных» у заблокированного троллейбуса. Спустя некоторое время был задержан Борис Немцов.

Ко мне подошли несколько журналистов, и прямо во время интервью появились трое полицейских. Словно в американском фильме, они зачитали мне права в прямом эфире: «Вы имеете право хранить молчание, все что скажете, может быть использовано против Вас в суде…» Я подчинился требованиям полиции и был отправлен в автобус, где находились 25 человек, включая Немцова. В автобусе мы провели почти три часа, готовясь к арестам, но на этот раз обошлось. Немцова отвезли в суд, где судья удовлетворила его ходатайство о переносе дела в Москву.

Мне же объявили, что ночь я проведу в отделении полиции до завтрашнего суда. Оформлявший мое дело майор забрал мои личные вещи: часы, ремень, телефон. Однако не успел я зайти в камеру, как майор вернулся и сообщил, что начальство приказало меня отпустить. Мол, «пусть в Москве тобой занимаются, нам тут и так геморроя хватает». В одиннадцать вечера я вышел на свободу и с удовольствием вдохнул промозглого питерского воздуха. Многим моим товарищам повезло меньше: около 90 задержанных активистов провели ночь в отделениях полиции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы