Гарри Каспаров высказал ряд упреков в адрес предположения о его эмиграции из России. По моему мнению, такие упреки неуместны. Обижать его намеренно я не собирался. Я сознательно использовал формулировку: «Насколько понимаю, Каспаров решил эмигрировать». И, несмотря на эмоциональное опровержение с его стороны, мое понимание ситуации не изменилось.
Не секрет, что Каспаров проводит много времени в Нью-Йорке, где, как он сам рассказывал, несколько лет назад купил квартиру. Из-за отсутствия в стране он пропустил недавнее заседание Координационного Совета оппозиции и на следующее, по его словам, также не сможет вернуться. Давно не наблюдалось его присутствие на протестных митингах.
Тем не менее, не хотел бы, чтобы мои слова воспринимались как осуждение. В отличие от некоторых мутных личностей, сомнений нет, что Каспаров заработал на свою американскую квартиру честным трудом. Я далеко от мыслей упрекать человека за место его жительства. Каждый гражданин имеет право жить и работать в том месте, где ему комфортно. Да, я считаю, что Каспаров был бы крайне полезен в России сейчас, когда каток репрессий давит на невиновных людей. Его интеллект и авторитет были бы как нельзя кстати.
Однако это всего лишь мое частное мнение. Естественно, Каспаров может иметь иную точку зрения, и я не вправе навязывать ему свою. Не думаю, что корректно рассуждать о причинах его длительного отсутствия в России. Он сам предоставит необходимые пояснения, если посчитает нужным.
Скажу лишь, что, на мой взгляд, Каспаров проявляет в политике свои выдающиеся шахматные навыки, ведя свою партию очень осторожно и избегая рискованных шагов. Его тактика заметно отличается от линии, которую ведут Алексей Навальный или Сергей Удальцов. После первых арестов оба неслись на таран системы и в итоге оказывались за решеткой. Теперь им обоим грозят длительные тюремные сроки. Каспаров же после первого административного ареста в 2007 году старался избегать несогласованных акций. Единственный раз он был задержан у суда, где проходил процесс над Pussy Riot, но тогда его, к счастью, отпустили через несколько часов.
Осторожность Каспарова проявилась и 6 мая прошлого года на Болотной площади, когда он покинул её перед тем, как полиция атаковала демонстрантов. И, пожалуй, хорошо, что в рядах оппозиционных политиков есть такой вдумчивый и осторожный лидер. В конце концов, если власть начнет сажать всех подряд, кто-то же должен остаться на свободе.
Что касается выхода Гарри Кимовича из «Солидарности», все мы с пониманием отнеслись к его решению. Но, честно говоря, сомневаюсь, что истинная причина ухода заключается в том, что наше движение слишком активно сотрудничает с Партией народной свободы, как он написал в своем блоге. Каспаров давно свел свою активность в «Солидарности» к нулю и отказался от участия в её финансировании. Думаю, за десятилетие политической карьеры он просто устал тратить деньги. И это можно понять с человеческой точки зрения.
Непонимание вызывает, разве что, форма выхода из движения. Каспаров был одним из основателей «Солидарности» и на протяжении пяти лет воспринимался как один из её лидеров. Наверняка, стоило бы найти время и возможность посетить съезд, объясниться с активистами, приехавшими из регионов, и попрощаться лично, а не из-за океана. Это стало бы проявлением элементарного уважения к товарищам.