Третьего пути нет

К вере два пути. Верующим необходимо либо родиться в религиозной семье, либо прийти к вере в определённом возрасте. В первом случае речь идет о рождении и воспитании в среде, пронизанной религиозными традициями. Во втором — о каком-то важном событии в жизни, которое, как правило, имеет печальный или трагический характер и приводит к вере. Третьего пути не существует. Эти банальные истины напоминают нам о главном: вере научить нельзя.

Тем не менее именно этой цели посвящен новый учебный курс основ религиозной культуры и светской этики, предложенный президентом. «Мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру и с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан», — заявлено в концепции. Однако вера, как состояние души, пытается быть подменена набором религиозных инструментов, через которые планируется воспитать порядочных и честных людей.

Можно научить детей креститься, выучить Библию или Коран, соблюдать обряды, но этого недостаточно для формирования терпимости и смирения. Важно понимать, что на текущем уровне школьного преподавания «уроки религии» могут вызвать такую же неприязнь у учеников, как и традиционные предметы — физика, химия, математика.

Не сомневаюсь, что на мои аргументы найдутся множество контраргументов, в том числе ссылки на опыт преподавания в европейских школах. Как правило, мы с удовольствием ссылаемся на «европу», когда это нам выгодно, и игнорируем её, когда это не так. Однако, во-первых, в Европе преподавание религиозных дисциплин далеко от идеала. Во-вторых, в католической, протестантской и православной Европе невозможно представить, чтобы в школах одного региона обучали исключительно одной религии — ислам. Речь идет о Чечне, где 20 645 школьников выбрали ислам и всего 73 православие.

Эти данные представлены в «Статистических сведениях из 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации, по выбору модулей 5-классниками за 2009/2010 учебный год». Статистические сведения крайне любопытны. Репрезентативность, согласно которой можно доверять данным почти на 100%, рисует не совсем положительную картину религиозного экспериментирования. Если цифры правдивы, то наша страна далека от статуса «православной России». Курс «Основы православной культуры» выбрали почти 28% школьников, тогда как основы «Мировых религиозных культур» и «Светской этики» предпочли около 61% детей.

Следует отметить два момента. Во-первых, сомнений нет, что этот выбор происходит не от детей, а от их родителей. Во-вторых, «Мировые религиозные культуры» и «Светскую этику» выбирают не только неверующие или атеисты; среди них могут быть и те, кто не хочет публично обозначать свою конфессиональную принадлежность.

Россия, возможно, даже не является по-настоящему религиозной страной: только 39% детей изучали основы той или иной религии. Не исключено, что здесь сработали федеральные и региональные структуры образования. Не секрет, что Министерство образования без особого энтузиазма приняло инициативу президента, которая была «продавлена» патриархом. Наши чиновники могут не уметь многого, но бездействие — это легко. Особенно когда идея выглядит сомнительно.

У меня отсутствуют объяснения, почему в Пензенской области ни одна семья не выбрала религиозный курс. Это тем более удивительно, что мои предки служили в православных храмах данного региона. С другой стороны, именно там сектанты ожидали «конца света». Опубликованные статистические данные в определенной мере отражают бессмысленность этого нового эксперимента. Повторю, что выбор тех или иных «основ» в большинстве случаев является сознательным выбором родителей.

Чему может научить православная учительница ребенка из православной семьи? Ребенок, который регулярно посещает причастие, вероятно, также участвует в воскресной школе или получает основные православные знания в семье. В мусульманской семье этот процесс ещё более выражен, что подтверждается данными из Чечни. Даже если эксперимент не удастся, новый учебный предмет вряд ли исчезнет из школ, по крайней мере, так утверждают представители православной церкви. Корректировка — да, отмена — нет.

В заключение стоит отметить интересный статистический факт: в Еврейской автономной области основы «Иудейской культуры» выбрали всего 29 человек, а в Свердловской области — 99. Это наводит на размышления о том, насколько эффективна подобная система. Вспоминается фраза Высоцкого: «Ошибка тут! Это я еврей!» А ему возражают: «Не шибко тут, выйди из дверей…»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы