Существует точное определение истории: изучение прошлого, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее. Однако это определение не совсем применимо к концепции единого учебника, разработанной нашими историками. Суть этой концепции заключается в том, чтобы подбирать факты так, чтобы история выглядела исключительно позитивной. Не буду говорить о том, кто это утверждает, но подобные идеи уже имели место в советское время. Тогда создавалась позитивная историческая концепция, а факты подгонялись под нее. Нежелательные события просто вычеркивались из исторического нарратива. Когда очередной советский лидер терял свою власть, концепция претерпевала серьезные изменения. Менялись факты, фамилии, имена, но одно оставалось неизменным: история должна быть позитивной.
Поэтому текущее состояние страны, которое можно охарактеризовать как духовный и экономический тупик, во многом связано с этой самой «позитивной историей». Понимаю, что мы, как всегда, будем учиться на ошибках других, в то время как сами пойдем по совершенно особому и безошибочному пути. Общеизвестно, что самой болезненной темой для наших властей является история Великой Отечественной войны — это святое, к которому не стоит даже прикасаться. Больше святого ничего не осталось, а в будущем, похоже, и не предвидится. Именно поэтому любые негативные аспекты, связанные с войной, вызывают истерическую реакцию.
На днях в сейм Латвии были внесены поправки в законодательство, которые предусматривают до трех лет лишения свободы за публичное оправдание, отрицание или прославление советской и нацистской оккупации. Реакция российских политиков была мгновенной. Владимир Жириновский предложил отозвать российского посла из Риги для консультаций, а Пушков, ссылаясь на малый рост, предложил принять закон о «защите истории». Депутат Яровая со своими абсурдными законопроектами по истории войны просто отдыхает. Теперь депутатская грудь будет защищать историю, бедную историю.
Представитель МИДа Константин Долгов заявил, что принятие такого закона является продолжением порочной государственной политики по прославлению нацизма. Создается впечатление, что он не совсем корректно интерпретировал законопроект, поскольку в латышской поправке речь идет именно о наказании за отрицание или прославление советской и нацистской оккупации. Где он увидел прославление нацизма, остается загадкой. Истерия в ответ на инициативу Латвии объясняется просто: если поправки будут приняты, будет установлено законодательное равенство между советской и немецкой оккупацией.
Такое равенство, по мнению многих российских политиков, быть не должно, так как это подрывает позитивную концепцию о том, что СССР во время Второй мировой войны был исключительно защитником и освободителем. Факты о пакте Молотова-Риббентропа и аннексии прибалтийских республик должны быть забыты. Однако маленькая Латвия не только не желает забыть свою трагическую историю, но и стремится напомнить об этом всему миру. Напомню краткую хронологию событий: в августе 1939 года был подписан пакт, а в июне 1940 года СССР предъявило ультиматум Латвии, требуя отставки правительства и введения советских войск.
Ультиматум был принят, и в июле того же года прошли выборы в сейм, в которых победил единый блок коммунистов и беспартийных с чисто советским процентом 97,5%. Согласно позитивной концепции в советских учебниках, социалистические революции в Прибалтике проходили мирным путем, что подтверждало гениальность Ленина и Сталина. Можно уничтожить половину страны в гражданской войне ради победы революции, а можно оккупировать сыновей мирным способом.
Кстати, по такому же мирному сценарию социализм победил в странах Восточной Европы. И как же Латвия должна оценивать эту «мирную» революцию, которая сопровождалась массовыми депортациями? Если это не оккупация, то что? Немцы изначально воспринимались как освободители, но вскоре оказались обыкновенными оккупантами. Именно это подчеркивают поправки в законодательстве. Для Латвии нет различия между немецкими и советскими оккупантами — спор может идти лишь о том, какое из двух зол меньшее.
Поэтому Латвия имеет право так трактовать свою историю. К тому же она является, как и Россия, суверенным государством. Нашим политикам нужно прекратить истерику и перестать возобновлять войну со шпротами, а осознать непреложные факты истории. Оккупация Прибалтики не должна бросать тень на советских солдат, которые лишь исполняли приказы. Воин, не выполняющий приказ, уже не воин. Так было в Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Надеюсь, что этот список не будет продолжен. Для этого важно изучать прошлое, чтобы избежать ошибок в настоящем и будущем. А создание позитивных концепций оставим министру культуры. Ему это не в новинку.