Всемирный день окружающей среды в 2012 году Россия встречает, отодвигаясь все дальше на обочину мирового развития. На общемировые экологические проблемы – опасное антропогенное изменение климата, опустошение океана, утрату биоразнообразия, увеличение химического и радиационного загрязнения биосферы и прочие – накладываются сугубо российские беды:
- Заповедники и охраняемые природные территории подвергаются варварской атаке властей. Под предлогом «увеличения рекреационной привлекательности» открыто нарушаются законы, защищающие эти территории.
- Широко закрывается доступ к берегам, хотя закон гласит, что береговая полоса в 20 метров является территорией общего пользования. В Подмосковье и Ленобласти уже более 70 % берегов озер и водохранилищ захвачены.
- Русский лес уничтожается варварски – огнем и бензопилой. После принятия Лесного кодекса 2006 года леса остались беззащитными.
- 60 млн россиян живут в условиях опасно повышенного загрязнения воздуха, в то время как во всех городах сокращается площадь зеленых насаждений.
- Число случаев высокого загрязнения природных вод растет; треть питьевых водоемов не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
- Объемы отходов лавинообразно увеличиваются; легальные и нелегальные свалки окружают крупные поселения, перерабатывается всего 1-2 % твердых бытовых отходов.
- По средней ожидаемой продолжительности жизни Россия занимала в 2011 году 112 место в мире, отставая от развитых стран на 10-11 лет, а в экологически неблагоприятных регионах этот показатель еще ниже.
Безусловно, Россия унаследовала от СССР тяжелое экологическое наследство. Однако, за последние годы большинство экологических проблем только усугубилось. В некоторых регионах экологическое неблагополучие становится фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие.
Советская секретность вернулась в российскую экологию: узнать истинные числа нефтяных разрывов и объемы вылитой нефти невозможно. Статистика раковых заболеваний, мертворождений и других заболеваний на загрязненных территориях недоступна. Ушла в прошлое даже какая-то государственная экологическая экспертиза новых производств, влияющих на здоровье населения и природу.
Сейчас мы снова сталкиваемся с периодом «великих строек» – на этот раз не для коммунизма, а для олигархов и корпораций. Реализуются масштабные проекты, такие как Богучанское водохранилище на Ангаре, Центральносибирская ГЭС на Шилке, наращивание уровня Чебоксарского водохранилища и другие.
Все это происходит под аккомпанемент экологического словоблудия. На Совете безопасности, Госсовете и встречах высшие чиновники, включая президента и премьер-министра, говорят правильные слова о проблемах экологии, однако, результатов не наблюдается.
30 апреля 2012 года на кремлевском сайте появился текст документа об «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Несмотря на прекрасные формулировки, они противоречат практике хищнического использования природных ресурсов. Этот документ выглядит как операция прикрытия для успокоения общественного мнения.
18 мая 2012 года председатель Совета Федерации В. Матвиенко сделала громкое заявление о необходимости «зеленой экономики». Такие инициативы стали лишь выпуском пара, так как общественные советы при государственных органах созданы не для решения экологических проблем, а для успокоения граждан.
Говорить о решении экологических проблем сложно, если на экологию выделяется менее 0,1 % доходов бюджета, хотя необходимо не менее 2 %. Продолжается политика деэкологизации, обеспечивающая инвестиционную привлекательность за счет снижения природоохранных требований.
Экологические правонарушения становятся нормой, а суды работают против экологии. Чиновники получают почти легализованные «откаты» от государственных расходов на экологию. Прямое преследование экологических активистов, таких как С. Газарян, Е. Витишко и другие, стало обычным делом.
Грустное настроение в канун Всемирного дня окружающей среды 2012 года. Единственная надежда – активное гражданское общество, возникшее с начала декабря 2011 года. С каждым днем становится яснее, что по мере ужесточения власти, экологическое движение может стать одной из самых популярных форм легального протеста.