5 июня – экологический Новый год. Этот день знаменует собой Всемирный День окружающей среды и российский День эколога. Однако встречаем мы этот праздник с тревогой и не по-праздничному.
Рано или поздно Мексиканская катастрофа прекратится – либо через несколько месяцев иссякнет месторождение, либо вскоре будет перехвачена аварийная скважина. Но время уроков уже давно настало. Среди них: промышленность и власти склонны преуменьшать масштабы катастрофы; информация скрывается не только нефтяниками, но и правительством. Ни власти, поверившие обещаниям нефтяников о безопасности бурения, ни промышленность не знают, как обуздать разбуженные человеческой жадностью силы природы.
Наводнения в Восточной Европе, исландский вулкан, посылающий тучи пепла за тысячи километров, опустошительные землетрясения – все это напоминает нам, что не человек с его техническим прогрессом, а природа по-прежнему главный командир на Земле.
5 июня заканчивается срок прокурорской проверки уголовного дела по крушению вертолета на Алтае 9 января 2009 года. Дело неоднократно продлевалось с главной целью – замять вину сановых браконьеров. Напомним, что на трижды незаконной охоте (на краснокнижных баранов, в заповеднике, с вертолета) разбился вертолет, среди погибших – полномочный представитель Президента России и заместитель главы правительства Республики Алтай. Об омерзительных подробностях можно узнать на сайте www.altaigeit.ru.
На десятки тысяч взволнованных обращений граждан к президенту Медведеву с требованием моральной оценки поведения его личного представителя – красноречивое молчание. Вскоре после этого погиб на браконьерской охоте еще один президентский назначенец – иркутский губернатор. По прошествии времени крепнут подозрения, что заминать в алтайском деле прокурорам приходится не только преступления погибших властей, но и тех, кто, не дождавшись скорой помощи и следственных органов, уничтожал улики – увозил тела и баранов, подменял оружие. Так и хочется спросить руководство ФСБ: осталось ли у них хоть что-то от офицерской чести?
И наконец, о Госсовете 27 мая. Нельзя верить в искренность тех, кто уничтожал Госкомэкологию, экологические фонды, государственные экологические экспертизы и контроль, ослабляя экологическое и ресурсное законодательство, когда они же говорят о важности структур, которые уничтожили. Возможно, я бы поверил, если бы они прилюдно покаялись в своих экологических преступлениях. Покаяние – это очищение. Но в протоколах Госсовета я не нашел этого покаяния. Боюсь, что наступающий новый экологический год принесет нам немало новых экологических катастроф.