Вчера в Нью-Йорке завершилась 18-я сессия Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), посвященная химической безопасности. Картина печальная: мир далек от решения поставленной ООН еще в 1992 году задачи обеспечения химической безопасности, и по-прежнему воздух, вода, почва и организм человека загрязнены опасными химическими веществами. Особенно слабо регулирование химической безопасности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, включая Россию.
Разразившийся в начале мая в США скандал с детской бижутерией показывает, что и в самых развитых странах защита граждан от химической опасности оказывается ненадежной. Комиссия США по безопасности потребительских товаров запретила продажу детских браслетов с брелками из Китая, в которых было опасно высокое содержание кадмия.
На КУР отмечали, что в глобальном масштабе необходимо соблюдать принцип «нет данных об отсутствии опасных веществ в товаре — нет выхода товара на рынок». В очередной раз поднимался вопрос о том, что до сих пор мало известно о воздействии на здоровье до 100 тысяч химических веществ, используемых в промышленных масштабах. Особенно подвержены риску дети и беременные женщины. Контролирующие органы обычно полагаются только на документацию производителя или импортера, что недостаточно. Во многих случаях в детских игрушках, одежде, текстиле, мебели, коврах, украшениях, электронике и чистящих средствах содержатся компоненты, опасные для здоровья. Необходимо активнее осуществлять разработанный Стратегический подход к международному регулированию химических веществ.
Особое внимание на сессии уделили экологической безопасности при обращении с ртутью, ртутьсодержащими отходами и товарами. Предполагается, что юридически обязательное международное соглашение по ртути будет подготовлено к 2013 году, целью которого станет минимизация и ликвидация антропогенных источников ртути. Также планируется разработать меры по отказу от производства ртутьсодержащих товаров и оборудования, свертывание добычи и торговли ртутью. При этом после 2013 года инициаторы производства ртуть-содержащих люминесцентных ламп не должны обвинять Запад в попытках навредить их бизнесу — Запад просто больше беспокоится о безопасности населения.
На КУР также говорилось, что ежегодно до 50 миллионов тонн электронных отходов, содержащих бромированные антипирены и ПВХ, направляется из развитых стран в развивающиеся. Возникает вопрос: как быть с ПВХ-окнами, которые активно рекламируются в России?
Участники сессии напомнили о необходимости при ликвидации устаревших и запрещенных пестицидов исключить технологии сжигания, которые приводят к образованию еще более опасных химических веществ, в частности, диоксинов. Есть подозрения, что в России действительно сжигаются небольшие партии тех самых 20-30 тысяч тонн устаревших и запрещенных пестицидов, о которых сообщают официальные данные.
Говорилось также о вреде асбеста, все виды которого вызывают рак, и нет путей его безопасного использования. Вопрос: как быстро жители новых элитных, бизнес- и эконом-классов построек в Москве и по всей стране столкнутся с этим заболеванием? Благодарим алчность строительных компаний за то, что в России нет ни одного многоэтажного дома, построенного в последнее десятилетие, без асбестосодержащих материалов.
На КУР поднимались и другие важные вопросы, касающиеся опасности наноматериалов. Подробности можно найти на сайте «Экосогласия». Материалы 18-го заседания КУР вновь подтверждают вывод о том, что химическое и радиационное загрязнение являются эффективными механизмами само-сдерживания роста и развития человечества. Как прогнозируют демографы, 11 миллиардов людей на Земле никогда не будет. Даже 9 миллиардов — это под вопросом. И никакой «материнский капитал» не поможет преодолеть отравление асбестом, ПВХ, ртутью и другой «химией».