Весь цивилизованный мир с замиранием сердца ждет результатов установки на аварийную скважину «Deepwater Horizon» 98-тонного колпака. Из нее в Мексиканском заливе с 22 апреля должно было вылиться, возможно, около 100 тыс. тонн нефти. Нефтяное пятно на поверхности залива превысило несколько дней назад 10 тыс. кв. км. Под угрозой гибели прибрежные экосистемы, прежде всего, штатов Луизианы, Флориды и Алабамы, а также Техаса и Миссисипи.
По объему разлившейся по вине человека нефти в биосфере, Мексиканская катастрофа уже входит в число крупнейших:
- 1500 тыс. тонн, 1991 г., Персидский залив, слито из кувейтских танкеров и нефтяных терминалов;
- Около 1 000 тыс. тонн, 1991 г., Кувейт, 300 нефтяных озер из 700 разрушенных скважин;
- 460 тыс. тонн, 1979 г., Мексиканский залив, платформа Ixtoc-I Pemex (1,7 тонн в день в течение 9 месяцев);
- 300 тыс. тонн, 1994 г., бассейн Печоры, Коми (трубопровод);
- 290 тыс. тонн, 1979 г., Карибское море (танкеры “Atlantic Empress” и “Aegean Captain”);
- 250 тыс. тонн, 1983 г., Южная Атлантика (танкер “Castillo de Bellver”);
- 223 тыс. тонн, 1978 г., Бискайский залив (танкер «Amoco Cadiz»);
- 120 тыс. тонн, 1967 г., у островов Сцилли, юг-запад Англии (танкер «Torrey Canyon»);
- 64 тыс. тонн, 2002 г., Бискайский залив (танкер «Prestige»);
- 55 тыс. тонн, 2003 г., Индийский океан (танкер «Tasman Spirit»);
- 48 тыс. тонн, 1989 г., у побережья Аляски (танкер «Exxon Valdez»);
- 20 тыс. тонн, 1998 г., Северное море (танкер “Pallas”);
- 19 тыс. тонн, 1997 г., Японское море (танкер «Находка»);
- 13 тыс. тонн, 2000 г., бухта Гуанабара, Бразилия (нефтепровод “Petrobras”).
Что делается, чтобы прекратить подводный нефтяной фонтан в Мексиканском заливе? Если не получится с куполом и не удастся оживить превентор (автоматическую заглушку весом 450 тонн на отверстие скважины, которая не сработала), обсуждаются два технически сложных, но возможных способа: бурение наклонной скважины на глубине около 4000 м, которая перехватит часть нефти основной скважины, и заглушка скважины подземным взрывом.
Для борьбы с нефтью на поверхности применяются:
- Химическое разложение нефти с помощью различных диспергентов (это может привести к длительному опасному химическому загрязнению морских экосистем);
- Боны и другие заграждения, ограничивающие распространение слоя нефти (малоэффективны при таком масштабе);
- Сбор нефти с поверхности, в том числе с помощью сорбентов – веществ, впитывающих нефть (могут быть эффективны, но на небольших акваториях);
- Коагулирование (образование сгустков типа битума);
- Сжигание (продукты сгорания могут распространяться на сотни километров, что также грозит загрязнением моря).
Для борьбы с нефтью, попавшей на берега, применяются:
- Механический сбор;
- Использование микробиологических и химических препаратов для разложения нефти на менее опасные компоненты.
Масштабы ущерба будут определяться погубленными прибрежными рыборазводными, креветочными и устричными фермами, а также погибшими китами, дельфинами, черепахами, птицами и другими морскими обитателями. Ущерб также связан с прекращением рыбного, краболовного и других морских промыслов и падением потока отдыхающих и туристов.
Некогда бывал на техасском и флоридском побережьях и знаю, что там побережье освоено посильнее, чем на Аляске, где катастрофа «Экссон Валдиз» обошлась более чем в 4 млрд. долларов.
Исходя из известных случаев соотношения попавшей в море нефти и гибели прибрежных экосистем, можно лишь приблизительно предположить, что в Мексиканском заливе могут пострадать или погибнуть прибрежные экосистемы на протяжении 200 — 500 км (если утечка будет прекращена в ближайшие дни).
Некоторым облегчением является то, что аварийная скважина находится не так близко от берега (80 км), и по пути к берегу значительная часть легких фракций испарится, отравив атмосферу не только углеводородами, но и канцерогенными и мутагенными смолами. Также часть растворится (отравив морскую среду тяжелыми металлами), другая часть будет эмульгирована. В виде «черного прилива» до берега дойдет, вероятно, около половины вылившейся нефти.
Если скважина будет изливать нефть с такой же интенсивностью два-три месяца (столько времени может понадобиться для прокладки новой перехватывающей скважины), то Мексиканская катастрофа станет крупнейшим нефтеразливом в биосфере как по величине ущерба природе и человеку (30-40 млрд. $), так и убытков (неделю назад капитализация BP снизилась на 15 млрд. $, три дня назад – уже на 25 млрд, и это еще не окончательные данные).
Один из уроков Мексиканской катастрофы заключается в растущем недоверии к сложным техническим проектам и оценкам рисков, предоставляемым промышленностью. Другие уроки станут ясны позже, не раньше 28 мая, когда правительство США получит анализ причин катастрофы.
Возможные отдаленные последствия катастрофы могут включать большее внимание к менее опасным источникам энергии, таким как низкотемпературная геотермальная энергетика, бесплотинная, приливная и другие.