Актер Егор Бероев вышел на сцену официального мероприятия в желтом пиджаке, украшенном шестиконечной звездой, демонстрируя свою идентификацию как отказника от прививок, ставя себя в один ряд с евреями времен Холокоста. Он выразил свое недоумение: «Как мы – потомки победителей, могли это допустить?», что вызвало овации у собравшихся на церемонии вручения премии «ТЭФИ-Летопись Победы».
Не за это сражались миллионы людей, отдавших жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Это важное событие совпало с годовщиной тех трагических дней. Как же так? Ведь история показывает, что многие из тех, кто воевал, не могли даже представить, что потом их потомки будут обсуждать свои неудобства в контексте страданий, которые пережили другие. Их собираются не пускать в элитные заведения, словно это те самые евреи, которых не допускали к лучшей жизни во время Холокоста. Как такое можно сравнивать?
Егор Бероев, артист в третьем поколении, возможно, и не должен быть слишком образованным, но явно не должен быть и бесчувственным. Приравнивать свои трудности к страданиям жертв Холокоста – это явная бесчувственность. Дискриминация, конечно, существует в разных формах, но ставить между ними знак равенства – крайне опасно. Ограничения на вход в публичные места для непривитых и лишение жизни за этническую принадлежность – это два совершенно разных мира.
Желтые звезды были на тех, кого собирались убивать. Это были шесть миллионов, половина еврейского населения Европы, среди которых оказались и 1,5 миллиона детей. Сначала их мучили, а затем убивали. Сравнение с вакцинацией, с необходимостью делать прививку, чтобы посещать заведения – это не только неуместно, но и оскорбительно. Можно ли уравнять эти страдания? Это возможно только в двух случаях: когда ты настолько эгоистичен, что думаешь лишь о себе, или когда ты полностью невежда и не понимаешь истории.
Первое не лечится, второе можно исправить. У нас есть опыт работы с молодым поколением. Почти десять лет назад две юные сестры-близнецы, увидев слово «Холокост» на публичной викторине, ответили, что это «клей для обоев». Следуя за этой идеей, кинодокументалист Мумин Шакиров снял фильм «Холокост – клей для обоев?», в котором он показал девушкам Освенцим и их реакцию на увиденное. Фильм стал успешным как в России, так и за границей.
Сейчас, благодаря усилиям многих, Холокост перестал быть чем-то неведомым и табуированным. Но, к сожалению, его значение перешло в категорию ширпотреба, использующегося в качестве разменной монеты. Пример с Бероевым ярко иллюстрирует это. Бесчувственность и отсутствие элементарных знаний, сопутствуемые популярностью, привели к недостойному и оскорбительному шоу.
Я готов повторить эксперимент, который был успешным с девочками, и предложить Егору Бероеву экскурсию по местам, связанным с Холокостом. Возможно, он сможет понять то, что поняли они.