«Абажурное откровение» как диагноз общественного спроса
Бывают ситуации, когда подтверждение собственной правоты не радует, а печалит. Около месяца назад, после осквернения еврейских могил в Ульяновске, было направлено письмо генеральному прокурору РФ с просьбой провести расследование, не является ли этот акт вандализма следствием истерии вокруг того, что автором текста «тотального диктанта» стала русская писательница, еврейка и израильтянка Дина Рубина, и, в частности, запрета проведения диктанта по тексту Рубиной в Челябинске. К чести генеральной прокуратуры, надо отметить, что она начала расследование.
Само обращение вызвало обсуждение в сети, были различные отклики, в том числе и негативные. Меня упрекали в утрировании, связывая шумиху вокруг происхождения автора диктанта с погромом на кладбище – мол, где вода, где поместье? Однако после нацистского откровения журналистки Ульяны Скойбеды, которая выразила сожаление о том, что «из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров», сомневаться не в чем: связь есть, и она самая прямая. Напомню, это та самая Скойбеда, которая фактически подняла скандал вокруг авторства «тотального диктанта» Дины Рубиной.
В своей статье она возмущалась тем, что русскому языку учит израильтянка Дина Рубина, а на актуальные темы российской жизни высказывается с русского экрана гражданин Эстонии Михаил Веллер. Ни слова в этом провокационном тексте не было сказано о том, что они евреи – и именно этим возмущают автора. Но народный контекст был понят. Политики, писатели и просто антисемиты стали раздувать костер, подыгрывая той части общества, которая только этим и озабочена. Все это дошло до погрома на кладбище. Если молчать, это может дойти и до погрома против живых.
Та же Скойбеда, защищая от евреев русский язык, теперь защищает и национальную историю. И снова ее антигерой – политик Леонид Гозман, который, как и Рубина с Веллером, по сути, остается не названным еврейским осквернителем Победы. Внимательный читатель поймет, кто отнимает у народа его Победу. А для невнимательного был подзаголовок, который, к слову, был снят после скандала: нацисты из либералов абажуры не делали. Они делали из евреев.
Ничто не происходит из ничего. Давайте проследим последовательность. Безнаказанность, в которой убедилась Скойбеда, позволила ей перейти к нацистским высказываниям. Это одна и та же траектория: как в условиях безнаказанности и попустительства антисемитизм одной журналистки достигает пропаганды нацизма, так и антисемитская истерия «интеллектуалов» приводит к погромам в некультурных массах.
А теперь – главное: о причинах. Сначала – о личных. Задайте вопрос: кто слышал имя этой журналистки до того, как она принялась зачищать русский язык от евреев? Почти никто. Ее статья в КП – это был первый журналистский успех. Именно так ей удалось заявить о себе. Известность для журналиста – одна из самых желанных целей. За свою карьеру она не снискала признания ничем, кроме этого. Могла ли она не попытаться повторить такой же успех? Тем более что это безнаказанно. После абажурного сожаления, кто в интернет-сообществе не знает ее имени? Вот вам и ответ на вопрос о личных стимулах.
Я не сомневаюсь, что Скойбеда – принципиальная антисемитка. Это дело ее совести. Но она выступает от лица уважаемого и популярного издания, и еще недавно в журналистском сообществе было стыдно выражать такие взгляды. Теперь же это не стыдно и не запрещено. Это беда не только евреев, но и всего общества. Гнусная публикация подняла рейтинг Скойбеды и ее издания. Популярность издания, тираж, посещаемость сайта – фактор экономический, а это святое.
Перейдем к корпоративным причинам. Фраза про абажуры была помещена в подзаголовок статьи Скойбеды. Те, кто в курсе технологий производства СМИ, знают: подзаголовок не всегда принадлежит автору и помещается редактором или с его одобрением. Это не авторский, а редакционный текст. Мне неизвестно, какой редактор допустил появление такого антисемитского подзаголовка. За все отвечает главный редактор – Владимир Сунгоркин. Пожалуй, я сомневаюсь в его антисемитизме, но это широко известный факт – он опытный редактор и талантливый менеджер, умеющий распознавать читательские вкусы. Если он допускает такие тексты, значит, именно они наиболее востребованы читательской массой.
И это – самое страшное. Гнусный подзаголовок – это не редакционный ляп, это бренд. «Абажурное откровение» в КП – тревожный диагноз нашему обществу.
