Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлову
Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Господин Президент!
Господин премьер-министр!
Господин спикер!
Господин министр!
Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В данном документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать.
В стандарте, который должен стать рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор.
4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).
6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору).
Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу, или алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике), или физику и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:
- объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
- объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
- объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Шолохова, Солженицына… Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт.
Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, саккумулированным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.
Мы требуем от вас, как от руководителей страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевода в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы требуем созыва представительного совещания педагогических работников страны, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования.
Будущее образования – это будущее каждого из нас и России в целом.
ПОДПИСИ
- Сергей Владимирович Волков, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования 57 г. Москвы
- Алексей Леонидович Савельев, главный редактор газеты «История» («Первое сентября»), член Союза журналистов
- Галина Михайловна Ребель, редактор научно-методического, культурно-просветительского журнала «Филолог», доктор филологических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета
- Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель Свято-Петровской православной школы г. Москвы
- Ирина Захаровна Сурат, доктор филологических наук, член Союза российских писателей и Русского ПЕН-центра
- Людмила Ивановна Сараскина, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Российского союза писателей, член Союза писателей Москвы
- Наталья Васильевна Беляева, главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук
- Сергей Маркович Гандлевский, поэт, прозаик, лауреат национальной премии «ПОЭТ — 2010», премии «Аполлона Григорьева» и других
- Евгения Семеновна Абелюк, заслуженный учитель РФ, учитель Лицея 1525 «Воробьевы горы»
- Татьяна Вячеславовна Рыжкова, кандидат пед. наук, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А.И. Герцена
- Анна Александровна Прохорова, учитель русского языка и литературы, Традиционная гимназия, Москва
- Константин Михайлович Поливанов, филолог, доцент ГИУ Высшая школа экономики
- Алена Владимировна Громушкина, главный редактор газеты «Английский язык» («Первое сентября»)
- Ирина Вячеславовна Ежова, Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы гимназии 524 г. Санкт-Петербурга
- Татьяна Вадимовна Базжина, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики РГГУ
- Дмитрий Львович Быков, писатель, журналист, преподаватель средней школы
- Анна Ринатовна Тумурова, студентка факультета истории искусства РГГУ
- Анна Владимировна Волкова, учитель ГОУ ЦО 57, Москва
- Александр Семенович Кушнер, поэт, лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии
- Сергей Юрьевич Неклюдов, профессор, доктор филологических наук, директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
- Наталия Дмитриевна Солженицына, президент Фонда А.И. Солженицына
- Сергей Александрович Шаргунов, писатель
- Людмила Владимировна Зубова, профессор кафедры русского языка СПбГУ
- Анна Иосифовна Левинзон, старший преподаватель кафедры словесности НИУ ВШЭ
- Николай Алексеевич Богомолов, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
- Нелли Михайловна Пащук, Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы
- Людмила Евгеньевна Улицкая, писатель
- Софья Львовна Каганович, доктор филологических наук, зав. кафедрой теории и методики общего образования Новгородского института развития образования
- Марианна Бузоева, главный редактор газеты «Немецкий язык» («Первое сентября»)
- Иван Евгеньевич Лукьянов, художник
Процедура подписания письма проста: укажите свое имя-отчество, фамилию и дальше, что сочтете необходимым: место работы, должность, звание. Эти данные нужно оставить комментарием в Живом Журнале: starushkalarina.livejournal.com