Черкесский вопрос: репортаж из Турции

Влиятельный черкесский фонд Кавказ Вакфи в Турции, при поддержке администрации Стамбула, организовал 12 мая симпозиум «Будущее Кавказа». В мероприятии приняли участие российские, турецкие и европейские эксперты. Симпозиум носил академический характер, и никаких политических заявлений или призывов на нем не прозвучало. Однако последовавшая критика со стороны российского МИДа вызвала недоумение среди участников.

Стоит отметить, что МИД РФ сделал представление поверенному в делах Турции в РФ в связи с другой кавказской конференцией, которая действительно имела анти-российский характер. Тем не менее, как сообщило РИА Новости, официальный представитель МИД Александр Лукашевич высказался о нашем симпозиуме, утверждая, что «участники призывали к проведению в Москве протестных акций в честь Дня памяти жертв так называемого «черкесского геноцида». Это заявление вызывает трудности для комментариев. Единственным, кто действительно анализировал проблему черкесского геноцида, был датский профессор Ларс Хансен, который, безусловно, не призывал к протестам в Москве.

Как непосредственный участник симпозиума, могу свидетельствовать, что МИД РФ, вероятно, был неверно проинформирован. Критика нашего симпозиума особенно удивила турецких черкесов, так как накануне 21 мая они организовали пять крупных митингов в Турции, включая две демонстрации перед российским консульством. Эти события прошли мимо российских дипломатов и СМИ, в то время как европейские и ближневосточные агентства осветили их подробно.

Черкесский вопрос все больше привлекает внимание международной общественности в преддверии Сочи-2014, особенно после признания Парламентом Грузии черкесского геноцида. Сочи был последней столицей Черкесии перед ее завоеванием Россией в 1864 году, и, по иронии судьбы, Олимпиада в Сочи совпадает с 150-летием завершения русско-кавказской войны, которая привела предков пяти миллионов нынешних турецких черкесов в изгнание. К предстоящей Олимпиаде черкесские организации в 50 странах мира выдвигают три требования: признание черкесского геноцида, право диаспоры на возвращение на родину и воссоединение черкесских территорий (Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии) в единую Черкесскую Республику в составе РФ.

Турецкие черкесы ежегодно проводят демонстрации перед российским консульством в Стамбуле накануне 21 мая, дня окончания русско-кавказской войны. В этом году российское консульство подготовилось основательно, вызвав усиленный наряд турецкой полиции. Здание консульства выглядело так, будто его сотрудники намеревались переждать осаду. Политика России по черкесскому вопросу, похоже, сводится к молчаливому переносу всех ударов с надеждой, что все утихнет после Олимпиады.

Разногласия между черкесскими организациями в Турции касаются отношения к России. Накануне 21 мая активисты не смогли договориться и разделились на пять групп. Первая демонстрация была организована «Кавказским Форумом», газетой «Жьынэпс» и организацией «За социальную справедливость и права репрессированных народов», выступающей за общекавказское единство. Тысячи демонстрантов с черкесскими флагами и траурными транспарантами заполнили улицу, перекрыв движение. «Мы, духи полутора миллионов погибших черкесов, вернулись», — гласили транспаранты перед российским консульством в Стамбуле. Митинг прошел на турецком языке с минутой молчания в память о погибших в русско-кавказской войне. Организация шествия была безупречной, а полиция исполняла лишь декоративную функцию.

В перерыве между демонстрациями активисты обсуждали разногласия, переживая, что не удается договориться. Однако разнообразие идеологических позиций, на мой взгляд, только укрепляет национальное движение. Если бы все были единодушны, то в кафе они обсуждали бы прелести турецкой кухни, а не черкесскую идеологию.

Вторая демонстрация была организована одной организацией — Патриотами Черкесии, идеология которой основана на этнических принципах. Во время второго шествия звучала черкесская музыка, а на митинге зачитали и раздали заявление на черкесском, турецком и английском языках. Кульминацией второго митинга стало возложение черного траурного венка к воротам консульства с надписью «1864». Я остался после демонстрации, чтобы узнать судьбу венка. После ухода черкесских демонстрантов перед консульством появились странные персонажи: пожилой музыкант с аккордеоном и пышная женщина, поющая «Катюшу». Их выступление создавало идиллическое ощущение, будто никаких многотысячных митингов здесь не было.

Главным событием поездки стала встреча с черкесским ученым Муратом Папшу, специалистом по «золотому веку» русской литературы, который свободно говорит по-русски. Благодаря ему я смог лучше понять идеологический ландшафт черкесов, проживающих в 897 городах и селах Турции. Мы посетили третий митинг, организованный Федерацией кавказских культурных центров (КАФФЕД), крупнейшей черкесской организацией, имеющей 56 отделений в стране. Чтобы не испортить отношения с Россией, КАФФЕД выбрал локацию вдали от консульства. Митинг посетили представители Республиканской народной партии Турции (РНП), что подчеркивало светский характер черкесского движения.

Тем не менее, многие черкесы остаются приверженцами Партии справедливости и развития (ПСР), основанной на исламских ценностях. Религиозность и светскость представляют собой два полюса турецкой политики. Черкесы, проживающие в провинциях к западу от Анкары, стали более светскими и лучше сохранили традиции, в то время как черкесы восточных регионов больше предаются исламу. КАФФЕД организовал митинг в форме огромного кладбища, где участники стояли, положив руки на черкесские надгробья. Эта картина до сих пор вызывает у меня мурашки.

Четвертый и пятый митинги прошли не в Стамбуле. Один из них был организован абхазской диаспорой в Кефкене у черноморского побережья, где находятся массовые захоронения черкесов, умерших при переправе через море. В этом году черкесы и абхазы разделились, а другой митинг состоялся в Рейханлы, единственном в стране месте, где черкесы не меняли фамилии на турецкие и не подвергались репрессиям.

Высокий уровень черкесских СМИ в Турции удивил меня, как и академический уровень симпозиума. Агентства «Форум Кавказа», «Аджанс Кавказ» и газета «Жьынэпс» взяли у меня интервью во время и после митингов. Турецкие СМИ активно освещали День памяти жертв русско-кавказской войны. В России, в свою очередь, тоже прошли траурные шествия в Нальчике, Майкопе и Черкесске, однако центральные СМИ не обратили на это внимания. Это, впрочем, не удивительно; центральные телеканалы даже не осветили 450-летие «добровольного присоединения» Черкесии к России. Такие факты показывают, что черкесский вопрос менее интересен для Москвы, чем для Стамбула, Брюсселя, Тбилиси и Аммана. Это положение будет сохраняться и в преддверии Олимпиады-2014, однако Москве все равно стоит внимательно изучить проблему, даже если нет желания ее решать. Мы видим неадекватную реакцию, когда на научном симпозиуме мерещатся призывы к протестам, в то время как реальные протесты остаются незамеченными.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы