Арабская Весна стала международным и межнациональным явлением, в котором, наряду с арабами, задействовано множество этнических меньшинств – еврейская община в Тунисе, копты в Египте, берберы в Ливии, дарфурцы в Судане, курды в Ираке и Сирии. Такие крупные идеологические движения, как арабские революции, оказывают влияние на отдаленные регионы мира с похожими проблемами. К данной категории относится и Северный Кавказ. Президент Дмитрий Медведев в своем визите на Кавказ 22 февраля 2011 года отметил, что революции в арабских государствах могут оказать «прямое воздействие» на ситуацию в России, в частности на Северном Кавказе.
Наиболее «прямое воздействие» арабские революции имели на черкесов, диаспоры которых проживают практически во всех арабских странах. Черкесы представляют интересный объект для анализа еще и потому, что они были задействованы по обе стороны конфликта: если в Ливии черкесы выступают в оппозиции, то в Сирии они преимущественно на стороне правящего режима. Идеологический эффект арабских событий также может отразиться на российских черкесах, живущих в самом проблемном регионе страны — на Северном Кавказе.
В России проживает менее миллиона черкесов, в то время как за рубежом их около пяти миллионов: менее миллиона в арабских странах, больше трех миллионов в Турции и около ста тысяч в западных странах. Эти сообщества активно взаимодействуют, образуя то, что принято называть черкесским миром, который за новейшую историю много раз демонстрировал единство в ответ на серьезные вызовы.
Нальчик – город трех восстаний за последние двадцать лет. Кабардино-Балкария является единственным регионом России, где черкесы составляют большинство населения. За последние 20 лет в столице республики Нальчике несколько раз имели место события, созвучные с арабскими революциями. В годы заката коммунистического режима партийная номенклатура Кабардино-Балкарии ориентировалась на антидемократические силы в Политбюро. В августе 1991 года руководитель республики Валерий Коков открыто встал на сторону ГКЧП, пытавшегося свергнуть Президента Михаила Горбачева. Это привело к делегитимации правящего режима в Кабардино-Балкарии, и Коков был вынужден снять с себя полномочия под давлением оппозиции и массовых протестов.
Похожее в своей антигосударственной направленности восстание произошло в октябре 2005 года, когда около сотни молодых мусульман атаковали здания силовых ведомств в Нальчике. Смена руководства республики стала одной из причин событий 2005 года. Эти два события можно сопоставить с «сменой режимов», как и арабские события. В то же время в Нальчике в 1992 году некая форма противостояния проявилась после объявления грузино-абхазской войны, когда многие черкесы изъявили желание помочь абхазам. Президент РФ Борис Ельцин заявил о поддержке территориальной целостности Грузии и пытался воспрепятствовать черкесскому добровольческому движению. В Кабардино-Балкарию были введены федеральные войска, что привело к массовым протестам населения.
Ситуация на Северном Кавказе остается нестабильной, и эта нестабильность имеет, прежде всего, социально-экономические причины. Президент Медведев отметил на заседании Национального антитеррористического комитета, что «только создание новых рабочих мест может дать надежду молодежи». Он также выразил обеспокоенность тем, что арабские революции могут оказать «прямое воздействие» на Северный Кавказ. Кабардино-Балкария первой откликнулась на арабские события после введения режима контр-террористической операции.
В июле 2011 года около 600 молодых людей заблокировали дорогу в Кабардино-Балкарии, требуя отмены режима КТО. Депутат Госдумы Сергей Марков в интервью пояснил эти массовые протесты тем, что режим КТО «используют в том числе и в коммерческих целях», что, по его мнению, и связано с протестами населения, которому кажется, что эти меры не приводят к положительным результатам.
Черкесы в Ливии, насчитывающие около 35 000 человек, в основном в Мисурате и Бенгази, являются потомками черкесских мамлюков, которые служили в армиях арабских халифов с IX века. Несмотря на утрату своей самобытной культуры на протяжении нескольких сотен лет, черкесы не ассимилированы и сохраняют национальную идентичность. Они изначально не поддержали режим полковника Каддафи и в 1975 году группа военных офицеров под руководством черкеса из Мисураты майора Омара Мехеша организовала заговор против него.
После этого черкесская диаспора в Ливии находилась под постоянным давлением режима. В 2011 году, в начале арабской революции, черкесы из Мисураты и Бенгази стали выступать против Каддафи. В ответ на просьбу Каддафи к иорданским черкесам не поддерживать ливийских черкесов, они не отреагировали, помня о его политике. В апреле того же года группа черкесов из Нальчика направила Каддафи открытое письмо с предложением о поддержке, не осознавая реального положения дел в Ливии. Однако, когда информация о ситуации в ливийской диаспоре достигла черкесов на родине, их намерения изменились.
Ряд черкесских организаций обратились с открытым письмом к Президенту Медведеву с просьбой помочь ливийским черкесам вернуться на историческую родину. Репатриация диаспоры является одной из стратегических задач черкесского национального движения, поскольку 90 процентов черкесов были изгнаны с Кавказа в XIX веке после русско-кавказской войны.