Новость о последней встрече президентов США и Грузии становится все более насыщенной подробностями и домыслами. Барак Обама и Михаил Саакашвили встретились 14 января в Вашингтоне. Представители обеих стран заявили, что в ходе 25-минутной неофициальной беседы обсуждались вопросы взаимодействия в области безопасности на Кавказе, однако детали этого разговора остались неизвестны широкой публике.
Российские СМИ сообщают о том, что президенты обсуждали так называемый «черкесский вопрос». Политический аспект этого вопроса заключается в том, что Олимпиада 2014 года совпадает с 150-летием окончания русско-кавказской войны 1864 года, в результате которой в Черкесии не осталось ни одного черкеса. Все выжившее население было выселено: 9/10 за Черное море в Османскую империю, 1/10 — в болотистые местности за Кубань. Город Сочи, принимающий Олимпиаду, был последней столицей Черкесии.
Как в США, так и в Грузии существует активное движение, занимающееся черкесским вопросом, которое сотрудничает друг с другом. После августовской войны 2008 года Грузия предприняла ряд мер в поддержку сепаратистских устремлений на Северном Кавказе, в том числе Парламент Грузии рассматривает возможность признания «черкесского геноцида». Эти действия получили название «политики симметрии» и трактуются как ответ на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Признание Грузией «черкесского геноцида» может значительно усложнить проведение сочинской Олимпиады 2014 года для России.
В США черкесским вопросом занимается Фонд Джеймстауна, который в 2010 году совместно с грузинскими парламентариями организовал две конференции по этой проблеме в Тбилиси и одну в Вашингтоне на тему: «Сочи в 2014: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет назад?» Российская сторона выразила обеспокоенность по поводу такой совместной научной активности и ответила заявлениями аналитиков, а также пресс-конференцией информагентства РИА «Новости».
Эти американо-грузино-российские научные баталии получили название «войны конференций». Другим активным участником процесса со стороны США выступает Институт черкесской культуры в Нью-Джерси, который организовал яркий митинг во время Олимпиады 2010 года в Ванкувере под лозунгом: «Если вы позволите провести Олимпиаду-2014 в Сочи, то лыжники будут кататься по могилам наших павших предков». В ответ на это российское консульство в США было вынуждено заявить, что «геноцида в отношении черкесов не было» и что все подобные предположения являются безосновательными.
Совместными усилиями Парламент Грузии и американские неправительственные организации вывели «черкесский вопрос» на международный уровень, где он стал упоминаться в контексте переговоров глав государств. Информация о деталях беседы остается противоречивой. Одни издания сообщают, что Обама положительно оценил политику Грузии на Северном Кавказе, тогда как другие утверждают, будто президент США предупредил Саакашвили о необходимости прекратить активность на Северном Кавказе.
Так, представитель оппозиционного «Всенародного собрания Грузии» Лаша Амирэджиби заявил, не раскрывая источник информации, что от Саакашвили требовали прекратить обсуждение темы геноцида черкесского народа. «Черкесский геноцид — не твое дело, прямо сказали Саакашвили», — отметил он. Более того, «Нью-Йорк Таймс» также подтверждает, что «западные дипломаты предупредили Грузию о рискованности прямого вмешательства в дела Северного Кавказа».
В российских СМИ были высказаны подозрения, что ключевой темой беседы был вопрос о возобновлении поставок оружия Тбилиси. В ответ представитель Пентагона Венди Снайдер официально опровергла информацию о готовящейся грузино-американской оружейной сделке, что также подтвердил заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. Однако обе стороны не прокомментировали информацию о обсуждениях по «черкесскому вопросу».
При всей противоречивости новостей эксперты сходятся в мнении, что инициатива обсуждения проблем вооружения принадлежала Саакашвили, а по «черкесскому вопросу» разговор завел сам Обама. Грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает, что мнение российских экспертов можно рассматривать как заявление тех, кто не до конца понимает, что произошло во время встречи.
Тем не менее, одна деталь уже прояснена — черкесский вопрос не снят с повестки дня ни в США, ни в Грузии. Павел Баев, профессор Института исследования мира в Осло, ссылаясь на конфиденциальные источники, сообщает, что никаких сигналов из администрации Обамы по черкесскому вопросу не поступало. Фонд Джеймстауна готовит следующую, четвертую конференцию, которая пройдет в Батуми (Грузия). «Война конференций» продолжается.
Когда в 2007 году Россия выиграла конкурс на право проведения Олимпиады, мало кто знал о черкесской проблеме. С тех пор прошло четыре года, и еще столько же осталось до проведения Олимпиады. Черкесский вопрос как идеологическое оружие обсуждается как реальная угроза в одном ряду с вопросами стратегических вооружений.