26 декабря в передаче у Евгении Альбац Алексей Навальный наряду с привычными требованиями об отмене результатов последних выборов впервые системно сформулировал свои политические взгляды.
Что открыто заявил Навальный? Во-первых, он фактически выступил за просвещённый национализм, т. е. национализм, очищенный от нацизма и ксенофобии. Этот тип национализма предполагает также отстаивание прав русского народа и равноправное распределение бюджетных средств по субъектам федерации без перекоса в сторону Северного Кавказа.
Навальный, являясь общественным деятелем и одним из лидеров «Демократической коалиции», заявил: «Когда появится возможность участвовать в выборах, я готов бороться за лидерские позиции, в том числе на президентских выборах…»
Одновременно он пояснил, что поддерживаемый им лозунг «хватит кормить Северный Кавказ» означает отказ от финансирования северо-кавказских мафиозно-коррупционных кланов. Позиционируя себя как русским националистом, он по сути отрезал от себя значительную часть либералов-оппозиционеров, которые любые слова о русском национализме и правах русского народа приравнивают к «русскому фашизму».
Во-вторых, Навальный отверг концепцию олигархического развития страны, которая на протяжении 20 лет насаждалась сверху в России. Он открыто дистанцировался от экономических экспертов нынешней либеральной оппозиции — Кудрина, Касьянова, Немцова. При этом он заявил о необходимости пересмотра итогов приватизации цивилизационным путем, оставив у олигархов минимальный объем «заработанных» средств. Таким образом, он отсек от себя еще одного «оппозиционера» — олигарха Прохорова.
В-третьих, Навальный четко сформулировал свою позицию по Ходорковскому. Он дал понять, что Ходорковского посадили правильно, но тот свое уже отсидел, и его необходимо немедленно выпустить. По мнению Навального, теперь надо привлечь к ответственности других олигархов, у которых еще не наступил срок давности за совершенные преступления.
Позиция Навального по национальному вопросу не пугает и не должна «отрезать» от него никого из вменяемых людей. Подобным заявлением он отрезал от себя возможную спонсорскую помощь тех олигархов, которые предполагали использовать его как флагмана народного недовольства для передела олигархической власти в стране.
Что в итоге? Навальный заявил о себе как о САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПОЛИТИКЕ, не боящемся разрыва с либеральной тусовкой, опалы Кремля, ненависти олигархов и северо-кавказских кланов. Если все, что он сказал, — правда, то при широкой народной поддержке таких взглядов ему предстоит довольно трудный и опасный путь в политике.