Калоша для Патриарха

Известная радиостанция, похоже, не упустила возможности высмеять Патриарха, а популярная телеведущая грубо обыграла его фамилию. Международная часовая компания высокомерно похвалила главу Русской Православной Церкви за рекламу, и публика осталась довольна — вечеринка удалась. Поругание (бывших вождей, кумиров, собственного прошлого) стало востребованным жанром на радио, телевидении и в интернете. Это, видимо, органическая часть человеческой природы, подобно похоти, и поэтому рейтинги критики обеспечены. Поругание — это реванш толпы. Хотя это некрасиво, по-человечески это понятно и достойно снисхождения. Однако в случае со Святейшим Патриархом толпа явно промахнулась, перешагнув черту. Потому что Бога поругаем не бывает.

Некоторые, возможно, упрекнут меня в передёргивании. Дескать, Кирилл не Иисус, и приведут свои привычные аргументы: мол, Сыну Человеческому негде было преклонить голову, а у Патриарха есть квартира на Набережной. Христос изгнал торговцев из Храма, а Кирилл построил там парковку. Но что ж, если эти аргументы исчерпаны, позвольте мне продолжить. Мой первый аргумент: согласно завету Иисуса Христа, к Богу можно прийти только через Церковь, таков установленный порядок. Все доводы вроде «зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе», «не нужны посредники», «исповедоваться опасно, потому что священники работают на ФСБ», «Кровь Спасителя — это на самом деле кагор» и так далее — с точки зрения православного человека являются грехом и ересью. И тот, кто хоть раз причастился, знает, что принял не просто вино с хлебом, а Кровь и Тело Христа. Уверенность в этом не возникает от услышанного или прочитанного — она приходит через личный опыт, когда человек хоть на мгновение чувствует сопричастность Спасителю.

Чудо преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы заключается также в том, что священник, совершающий Таинство, может быть неидеальным — алкоголиком или гордецом, но это не мешает Богу действовать через него. Мы молимся не священнику, а Богу. В России, по Божьему попущению, существует нехватка кадров; других пастырей у нас нет, кроме этого «несовершенного» священника. Глумясь над ним и осуждая его, мы закрываем двери Церкви. Не принимая искупительную жертву Христа, мы обмениваем жизнь вечную и осмысленную на случайную и краткосрочную, подобно светской вечеринке, где время проходит, как только заканчивается алкоголь, а затем нужно возвращаться домой, где тебя встретит лишь кошка.

Второй аргумент: критикуя Патриарха, мы плюём в души верующих. Даже самые ленивые воцерковлённые люди хотя бы раз в неделю читают молитвенное правило или приходят в церковь. А в длинном помяннике о живых есть такие слова: «Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла». Верующие молятся за Патриарха и священнослужителей, потому что именно Бог поставил их пастырями. Если Кирилл стал Патриархом, значит, это произошло по воле Божьей. Глумясь над пастырем, мы тем самым оспариваем Божий выбор.

Меня могут упрекнуть: «Ты призываешь уважать чувства верующих, а чувства атеистов — осуждаешь». Я не имею предвзятости ни к атеистам, ни к инакомыслящим. Пусть распоряжаются свободой, данной Богом. Не мне их осуждать. Но если они случайно забредают в православный храм, то пусть оставляют свои калоши перед входом. Если какой-то нищий их заберёт, возможно, это будет даже к лучшему для них.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы