На прошлой неделе между Россией и Западом разразился очередной дипломатический конфликт, в результате которого 60 российских дипломатов были высланы из США в связи с громким «делом Скрипаля». В знак солидарности с американцами другие западные страны также начали высылать российских представителей. Как сообщает «The Washington Post», в Белом Доме высылка дипломатов рассматривалась как сценарий “средней жесткости”, предложенный Трампу. «Мягким» вариантом стало бы изгнание всего 30 дипломатов, тогда как о наиболее жестком сценарии источники не упоминают. Также речь идет о «40 российских шпионах», имена которых известны спецслужбам США. По слухам, именно они должны были быть задержаны в ходе нового витка противостояния с Западом.
В последний раз подобный дипломатический скандал произошел 30 лет назад, когда в ответ на высылку американских дипломатов из России тогдашний президент Рональд Рейган распорядился о высылке 80 российских сотрудников дипучреждений. Эта операция ФБР вошла в историю под названием «Фэмиш» (в переводе с англ. – голодать). События, последовавшие за таким дипломатическим демаршем со стороны Запада, известны всем: период «перестройки», вывод советского военного контингента из Афганистана, референдумы о независимости бывших республик СССР, «Беловежские статьи» и образование СНГ.
В вопросе отравления Скрипаля и его дочери Юлии важно учитывать, что Запад рассматривает данную химическую атаку как агрессию против Великобритании и ее граждан. Согласно пятой статье устава НАТО, агрессия против одного из членов Альянса подразумевает атаку на всех остальных его участников. Поэтому многие в Вашингтоне считают реакцию Белого Дома достаточно мягкой. Критика усилилась после появления информации о инициативе Трампа провести совместную конференцию с Путиным, не исключив личной аудиенции между двумя президентами в Белом Доме.
Дальнейшие события между двумя странами, вероятно, будут развиваться в следующем ключе. Во-первых, после назначения Джона Болтона и Майкла Помпео команда «ястребов» будет еще более прижимать президента в отношении России, Ирана и Северной Кореи. Многие эксперты в Вашингтоне уверены, что санкции против России могут быть усилены. Во-вторых, под давлением либеральных СМИ, оппозиционных политиков и личного окружения Трамп будет вынужден принимать более жесткие меры против России, чтобы отвлечь от себя подозрения о возможном сотрудничестве с Кремлем во время выборов 2016 года. В таком случае Белый Дом может опубликовать закрытую часть «Кремлевского доклада», где могут оказаться те, кто не вошел в публичную часть отчета, опубликованного в конце января.
Стоит подчеркнуть, что санкции Конгресса, принятые прошлым летом, можно сравнить с поправкой Джексона-Вэника (Trade Act) 1974 года. В-третьих, Соединенные Штаты продолжат укреплять своих союзников, включая те страны, где Россия имеет прямые национальные интересы — правительство Украины и оппозиционные силы в Сирии. В этом случае американцы могут закрыть глаза на тотальную коррупцию в Украине и игнорирование Киевом обязательств перед Западом. Еще одним маневром Белого Дома может стать дополнительное предоставление Украине ракетных систем «Джавелин» для защиты от возможной агрессии на Донбассе, о чем уже заявил вновь назначенный советник Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.
При этом, в отличие от распространенного мнения в российских элитах о том, что Запад стремится разрушить Россию и сменить режим в Кремле, текущая стратегия Соединенных Штатов заключается в «принуждении к миру» и сохранении статус-кво, если кремлевские элиты начнут идти на уступки под международным давлением. В этой ситуации «ястребы» вокруг Трампа решили не изобретать велосипед, а следовать тем же путем, что когда-то в администрации Рейгана: усиливать санкции, высылать дипломатов, предоставлять финансовую помощь, включая вооружение, своим союзникам, и применять персональные санкции против отдельных представителей правящего класса, сохраняя при этом окно возможностей для дальнейших переговоров с Кремлем.
В конце концов, стратегия Запада во времена Холодной войны оправдала себя. Интересно, насколько эта же стратегия будет эффективна в условиях современного «горячего мира».