Акция Pussy Riot, рассматриваемая сквозь призму акционизма как искусства, представляет собой абсолютно гениальное произведение. Суждения, такие как «дуры», «кощюницы», «глупая выходка» и подобные, в данном контексте не более чем мещанское невежество. Акционизм подразумевает радикальные формы, использующие необычные публичные пространства. Это искусство провокационное, скандальное, призванное заставить власть действовать, а публику – задумываться. С этой точки зрения сверхцель достигнута: грань между творческим актом и реальностью разрушена. Бессмысленно рассуждать о качестве текста, музыки или танца. Цель художника-акциониста заключается не в том, чтобы его песня попала в ротацию на попсовом радио, что впоследствии принесло бы прибыль.
Гениальность же заключается в том, что они создали поразительный контраст: могущественные госмужи, за которыми стоят миллионы штыков и дубинок, огромный аппарат ФСБ, следователи, судьи, церковь и деньги, всей своей мощью сражаются с тремя девушками в смешных платьях. Это выглядело бы так же нелепо, как если бы Гитлер со своим громадным войском напал не на СССР, а на женский туалет. Действие не имело бы такого резонанса, если бы власть не вышла на сцену с нарочитым беззаконием и жестокостью. В этом произведении для власти был подготовлен выбор: нарядиться в милостивую маску или продемонстрировать своё истинное лицо. Власть выбрала месть и показала своё истинное лицо, с которым ей теперь предстоит жить.
P.S. Когда Владимир Набоков выпустил свой роман «Лолита», он вызвал бурю. В письме Грэму Грину он отмечал, что если бы его героиня была мальчиком, коровой или велосипедом, мещане бы и глазом не моргнули. Девушки из Pussy Riot были абсолютно правы, утверждая, что если бы они спели «Богородица, Путина сохрани», никакого процесса бы не было. В ответном письме Грин написал Набокову, что за этот замечательный роман «в Англии можно сесть в тюрьму. Но лучшего повода для этого не придумаешь». Конечно, это не означает, что зона – подходящее место для молодых женщин, невиновных ни в каких уголовных преступлениях. Все здравомыслящие люди должны продолжать борьбу за их освобождение и перестать повторять мещанские мантры про «дур» и «глупую выходку».