Парусник Надежда лишили надежды из-за Списка Магнитского. Позорище в Сан-Франциско.
Российское парусное учебное судно Надежда должно было прибыть с визитом в Сан-Франциско 21 октября, однако визит отменили за час до подхода судна. Надежда ждала лоцманский катер у подходного буя вблизи моста Золотые Ворота, на причале 27 была готова швартовная команда. В море, в ожидании, находились два крупных судна с представителями российской и польской общин, а также флотилия прогулочных катеров. Ожидали и официальные лица, в том числе генконсул РФ в Сан-Франциско.
Однако парусника так и не дождались. Отмена визита вызвала разочарование, которое нашло отражение на страницах калифорнийских СМИ. Объяснение в виде «политических мотивов» было воспринято как возврат к риторике времен Холодной войны. Американские источники, в свою очередь, старались оправдать действия российских властей, упоминая возможные угрозы ареста судна по иску движения Хабат-Любавич из-за исторических книг и документов.
Отметим, что Надежда была построена в 1991 году, и связывать отмену визита с решением суда о коллекции Шнеерсона — неуместно. Причина кроется в Списке Магнитского, который и стал поводом для отмены данного визита. Из-за тайного запрета ряда российских чиновников на въезд в США и ЕС, российские власти поспешили отозвать Надежду. Тем не менее, вопрос к МИДу и российским властям остается: почему отмена визита произошла именно за час до подхода судна? Неужели это сделано для пущего эффекта и оскорбления?
Жители Калифорнии и других прибрежных штатов Америки, а также Канады и Европы, любят и понимают флот, особенно парусники. Отмена визита стала ударом по российской общине и мигрантам, которых власти стремятся вернуть на родину. Задержание судна могло бы вызвать возмущение именно в американских СМИ, ведь население США ценит парусники и молодых курсантов на их борту.
Отменив визит Надежды, российская власть проявила безразличие к молодому поколению, к курсантам Дальневосточного Высшего Инженерного Морского Училища, ныне Морского Государственного Университета. Как можно так равнодушно относиться к надежде своей страны? Но дело не только в отмене визита, но и в более глубоких вопросах.
Финальной целью Надежды становятся Гавайи и Гонолулу, где парусник должен подгадать под саммит АТЭС, запланированную акцию передачи эстафеты проведения саммитов Владивостоку. Однако зачем это нужно руководству Морского Университета? В России всего пять крупных парусных судов, и лишь Крузенштерн полностью субсидируется государством. Остальные вынуждены искать финансирование самостоятельно, чтобы сохранить себя на плаву.
На саммите АТЭС владельцы Надежды рассчитывают привлечь спонсоров, найти деньги, необходимые для ремонта и эксплуатации судна. Российские парусники часто перемещаются по миру, предлагая туристические услуги или заключая контракты на перевозки в поисках финансирования. Однако что теперь, отменят ли заход в Гонолулу? На что будет ремонтировать Надежду?
Парусники уникальны и ценны, их мало. Финансирование таких судов осуществляется государством, ведь они представляют престиж страны. В Реестре Надежды числится государство как владелец. И получается парадокс: деньги не выделяются, а судно должно зарабатывать само. Как государственные интересы соотносятся с Списком Магнитского? Это ли наши главные интересы?
Государство выделяет средства на авантюры, такие как Объединенная Судостроительная Корпорация, но на парусники – нет. Почему политики, которые, казалось бы, должны заботиться о настоящем и будущем страны, так пренебрегают культурными и историческими ценностями? С удивлением наблюдаю за руководством страны с его решениями, которые в итоге приводят к глубочайшему кризису не только в области мореплавания, но и в отношениях с молодежью и представителями культуры. Сколько еще времени пройдет, прежде чем осознание важности этих вопросов дойдет до тех, кто находится у власти?