Некоторые упрекают меня в многословии. Сразу предупреждаю – этот текст будет многословным, поэтому советую тем, кто предпочитает краткость, обратиться к тем, кто укладывается в три предложения, но при этом пишет на любые темы. Я, как и прежде, пишу много, хотя и редко, и только на одну тему.
24 сентября 2011 года, около 14:00 по московскому времени, мы с радостью узнали, что 4 марта 2012 года мы почти единогласно избрали нашим президентом В.В. Путина. Все бросились гадать, что это значит и что нас ждет впереди. Я же вновь хочу возвратиться к чрезвычайному происшествию в Авачинской бухте, где ночью 21 сентября рыболовный сейнер «Донец» врезался, при расхождении со встречным судном, в атомный подводный ракетоносец «Святой Георгий Победоносец». На первый взгляд, все обошлось благополучно, но под поверхностью скрывается более серьезная проблема.
Суть происшествия не в столкновении, а в том, как такое могло произойти. Если бы это были учения, подводная лодка была бы признана пораженной. В случае реальной угрозы, последствия могли бы быть катастрофическими, мы могли бы столкнуться с чернобыльской или фукусимской ситуацией. Министерство обороны предпочитает не вдаваться в детали и свалить ответственность на рыбаков. Никто не спешит давать убедительные ответы или развеивать опасения, за исключением некоторых военных, которые высказываются в блогах и на форумах.
Согласно их объяснениям, рыбаки были пьяны, и подобные выпивки – привычное дело. Но, стоит заметить, что у нас нет никаких других подтверждений этого утверждения. И вряд ли мы удостоиваемся получить их в дальнейшем.
Прежде всего, давайте рассмотрим, откуда берется страх перед рыболовами. У торговых моряков существует поговорка: «бойся в море рыбака и военного моряка». Опасаться рыбаков следует не потому, что они пьяны, а из-за их азарта, когда они занимаются ловлей. Торговые суда стараются избегать скоплений рыбаков, так как маневрировать становится опасно. Рыбаки – это не просто работники, это призвание. Их труд действительно величественен, и за это их стоит уважать.
Что касается военных моряков, проблема заключается в том, что для них закон не писан. Они выполняют суровые задачи, и их работа порой пересекается с гражданскими моряками, которые, к сожалению, могут создать проблемы. Со стороны военных порой можно увидеть такое поведение, что любой пьяный рыбак позавидует.
Я, как офицер запаса и командир БЧ-1 подводной лодки, проходил практику на ракетной подводной лодке проекта 641. Мы шли из Дуная на полигон для учений в районе острова Русский. По понятным причинам РЛС не работала, и визуально мы ничего не видели. Пересекали рекомендованные пути порта Владивосток. Движение напоминало переполненный рынок. Мы, пятеро практикантов с пяти лет учёбы и значительным плавательным стажем, недоумевали. Но нам лишь отвечали: «Кому надо, увернутся».
Военные были правы, все увернулись. Радиосвязь трещала от сообщений, но мы сохранили тактическую информацию в тайне и успешно выполнили задачу. Ранее, в Приморье, в заливе Петра Великого, атомная подводная лодка К-56 столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Погибли 27 человек, лодку удалось спасти. На борту «Берга» также утверждали, что все были пьяны. Но современные военно-морские блогеры подчеркивают, что это был траулер, а не научный корабль.
Вернемся к инциденту в Аваче. Нам необходимо выяснить, в чем заключается разница между Президентом РФ и атомным стратегическим ракетоносцем «Святой Георгий Победоносец». Что такое стратегический атомный подводный ракетоносец? Это объект глобального значения, способный одним залпом уничтожить целый континент. Подобные объекты в мире единицы.
К их охране и обращению предъявляются особые требования. Ракетоносцы не должны пересекать оживленные морские пути, их бережно выводят на боевые дежурства, и вся навигация в районе полностью закрыта. На базе охрана ракет носцев строже, чем у банковских сейфов. Каждый инцидент с таким объектом становится моментальной новостью, потому что последствия могут быть глобальными.
Все происшествия на базе должны быть исключены. На подводную лодку не может проникнуть посторонний человек, а столкновения с другими судами также невозможны. Это прямая ответственность высшего командования ВМФ. За каждое подобное ЧП должна быть ответственность, и, если это не так, то у нас возникают серьезные проблемы.