Михаил Войтенко: Вакханалия дилетантов, или Шоу «Все под контролем»

Анализ действий властей в трагедии т/х «Булгария»

Как бы ни старались, вывод пока получается один – непосредственно виновником гибели т/х «Булгария» оказался экипаж, причем не весь, а именно командный состав. Из доступных данных можно предположить два основных варианта главной причины трагедии. Судно не претерпело серьезных конструктивных изменений, которые могли бы ухудшить его остойчивость и плавучесть. Оно перевернулось из-за заливания нижней палубы водой через открытые иллюминаторы во время резкого поворота, что привело к сильному наклону в условиях сильного волнения и ветра. Капитан не учел риски заливания нижней палубы, не распорядился задраить иллюминаторы и не дал команду избегать резких поворотов.

После модернизации судна, увеличившей количество пассажирских мест, его остойчивость ухудшилась. Если различные показания о постоянном крене судна перед аварией соответствуют действительности, то остойчивость была настолько мала, что требовалась постоянная балластировка и контроль за наполнением танков – топливных, фекальных и других. Кроме того, требовались дополнительные меры обеспечения остойчивости: контроль за иллюминаторами нижней палубы, избегание резких поворотов и другие меры, предотвращающие ухудшение остойчивости. В любом случае, непосредственным виновником является экипаж, в конечном итоге – капитан.

Это сугубо мое мнение, основанное на редких цитатах профессионалов и собственном опыте. Однако к настоящему времени мы могли бы иметь коллективное мнение и серьезные предварительные выводы, основанные на экспертизе специалистов – от капитанов и механиков до конструкторов и строителей. Но, к сожалению, этого нет. Мы знаем мнения высокопоставленных чиновников, но ничего не знаем о мнении единственных авторитетов, которые способны грамотно объяснить произошедшее.

Первыми причины гибели теплохода назвали Следственный комитет, который, кажется, лишь извлекал выгоду из этой трагедии. Он определил виновниками неисправность одного из двигателей, перегруз и крен, замеченный ранее в Казани. Однако перегруз в данном случае не может быть причиной катастрофы. Неисправность двигателя в этой трагедии так же не является причиной, как неисправность шасси в авиакатастрофе, куда попала молния.

Тем не менее, Следственный комитет продолжает все контролировать, поощряемый высшим руководством. Президент Путин вскоре в своих заявлениях подчеркнул, что трагедия произошла из-за безответственности, безалаберности и нарушения правил: «…это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность», – отметил он. Следует отметить, что речь должна идти не о технологической безопасности, а об эксплуатационной.

Однако Владимир Владимирович правильно подметил, что в большинстве транспортных аварий виновны именно безответственность и нарушение правил. После этого он потребовал сурового наказания капитанов судов, не оказавших помощь, что продемонстрировало его недостаточное понимание ситуации.

Тем временем Медведев определил, кто у нас главный специалист по водному транспорту: это Следственный комитет и Прокуратура. Он говорил о проверке всего речного флота, о состоянии лицензий, разрешениях на ведение туристической деятельности и других обстоятельствах, которые могли повлиять на трагедию.

Следователь Бастрыкин подтвердил, что создана крупная следственно-оперативная группа для расследования трех уголовных дел: о нарушении правил эксплуатации транспортных средств, о нарушении правил оказания услуг и о неоказании помощи людям в бедствии. Были арестованы руководитель туристической фирмы и должностное лицо речного регистра, которое, зная об опасности эксплуатации судна, утвердило необходимые документы.

Начались допросы должностных лиц контролирующих органов, которые обязаны следить за деятельностью туристических фирм и морского судоходства. Ведется организация научно-технической экспертизы для определения причин этой катастрофы.

Однако возникает вопрос: нужна ли такая спешка с арестами, прежде чем будут сделаны предварительные выводы о причинах аварии и ходе спасательной операции? Если в ходе спасательной операции удалось спасти всех, кто мог выбраться, то может быть, нет оснований для уголовных дел о неоказании помощи?

Следственная группа, состоящая из 50 следователей, уже работает, но комиссии специалистов-экспертов по водному транспорту – нет. Никакого профессионального анализа аварии и спасательной операции также не проведено. Неясно, что происходило в ходе спасания людей, и были ли спасены все, кто выжил на борту.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы