Российский профессиональный союз моряков направил обращение Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой «О борьбе с морским пиратством в Аденском заливе». Это послание настолько оригинально, что заслуживает отдельного рассмотрения. Главные идеи обращения следующие:
«…Необходимо ввести полную морскую блокаду Сомали, что означает, что любое плавсредство, выходящее за 12-мильную зону территориальных вод Сомали, должно досматриваться, а при отказе от досмотра — уничтожаться». Также в обращении подчеркивается: «…Полагаем, что Российская Федерация, являясь членом Совета безопасности ООН, должна стать инициатором объединения усилий всех ведущих морских держав по борьбе с морским пиратством, как одним из видов международного терроризма».
Однако, стоит задаться вопросом: реально ли такое решение? Блокада сомалийского побережья? Профсоюзам следовало бы подробнее изучить этот вопрос, ведь военные эксперты уже оценили подобные предложения как «нереальные». Сомалийское побережье является самым протяженным среди всех африканских стран, и для осуществления блокады потребуется задействовать практически весь мировой флот.
К тому же, военные в Аденском заливе, даже в ограниченном количестве, не могут договориться о совместных действиях. Если РПСМ это осознает, то зачем предлагать заведомо невозможное? Если не знает, то чему удивляться?
РПСМ, по всей видимости, имеет более приземленные решения. Профсоюз выступает в защиту Совкомфлота, который давно уже нанимает вооруженную охрану для своих судов. Почему бы не взять его за пример? Однако международные морские организации выступают против вооруженной охраны, что сильно противоречит интересам судовладельцев, желающих защитить свои активы.
Другая спорная идея в обращении — приравнивание пиратов к террористам. Профсоюз, похоже, не учитывает, что страны стремятся избавиться от ответственности за своих граждан, попавших в беду. Это создает удобный предлог для отказа от выплаты выкупов и легализации силового освобождения захваченных судов. Но это, в свою очередь, не решит проблему пиратства, и законтрактованные экипажи будут продолжать страдать.
Не исключено, что обращение к президенту может попасть в руки Дмитрия Анатольевича. Если президент в этот момент будет свободен, он может «проявить инициативу» в соответствии с предложениями РПСМ. Поэтому я рискну написать свое собственное обращение к президенту:
«Дмитрий Анатольевич! Прошу прощения за то, что пишу «вы» с маленькой буквы, так я пишу всем. Если вы увидите обращение РПСМ, не обращайте на него внимание. Лучше дайте поручение обратиться к реальным экспертам по пиратству и получить краткий обзор ситуации в Индийском океане. Профессионалы расскажут о реальных потребностях судоходства и военных, и почему их требования могут сильно различаться.
Рекомендую вам отправить на гражданском судне без охраны тех экспертов, которые ранее давали советы, чтобы узнать, не изменили ли они свое мнение после реального столкновения с угрозами в Аденском заливе.
Также я настаиваю на том, чтобы ВМФ подготовил план обеспечения судов, следующих коридором Востока-Запад, охраной конвейерным методом. Необходимо учесть, что в сутки через этот коридор проходит от 40 до 200 судов.
Предположим, что за охрану каждого судна мы будем брать 25 тысяч долларов. В результате мы можем зарабатывать до миллиона долларов в сутки, что выгодно как для нашего бюджета, так и для судовладельцев, которым такое предложение будет достаточно интересно.
Если мы сделаем это, наше государство сможет заявить о себе на международной арене, озвучив новую инициативу в области безопасности мореплавания. Мы сможем обеспечить вооруженной охраной все суда, следующие опасными водами, и начнем это делать, возмещая наши расходы.
Но при этом мы не вложим деньги в уголовное преследование пиратов, а займемся реальным устранением угрозы. Если РФ вновь выступит с инициативой блокады Сомали или уголовного преследования, это только поставит нас в глупое положение.
Обратите внимание на Великобританию. Там не инициируют громких заявлений, а тихо работают над обеспечением безопасности своих судов через частные компании охраны. Если они успешно реализуют свой проект, то смогут получить гораздо больше, чем мы, просто потому что грамотно подходят к вопросу.
Давайте покажем, что мы способны на большее, и используем эту возможность для укрепления нашей экономики и повышения безопасности мореплавания. Если вас заинтересует, вы можете мне позвонить по номеру +66 8 950 10574 или написать смс. Я всегда на связи.
С наилучшими пожеланиями, Михаил Дмитриевич