Вопрос о том, введут ли квоты, пока открыт. Чем больше рыбаки будут шуметь, тем больше шансов, что победит здравый смысл, и Роману алкоголь не продадут. Он и так уже со стеклянными глазами, куда ему еще.
Последнее интервью главы ОСК Романа Троценко, опубликованное в газете «Коммерсантъ», привлекло внимание всех российских рыбаков. Есть чем. Никто никогда не осмеливался так обобщить всю российскую рыбную отрасль как временщиков, бездумно расточающих природные богатства родной страны. Роман специально подчеркнул, что ни у него, ни у ведомой им ОСК нет интересов в рыболовстве — это для него слишком мелко. Он позиционирует себя как гражданин с большой буквы с определенной гражданской позицией, и не может молчать. Однако у рыбаков, в том числе браконьеров и воришек, на этот счет свое мнение — они считают, что ОСК сильно заинтересовано в реализации схемы, предложенной Романом, по принуждению отечественной рыбной индустрии к заказам у российских судостроителей. Суть проста: либо отечественный рыбак заказывает суда у отечественных судостроителей, либо не получает квот на лов, то есть остается без работы и средств к существованию.
Заявление Романа настолько неожиданно, что заставляет задуматься, кто же он такой, этот большой государственный человек? Роман работает в судостроении и судоходстве уже 17 лет. О его успехах можно немного узнать, покопавшись в интернете. Но есть и другой путь — покопаться в архивах газеты «Коммерсантъ». Роман явно является одним из ее любимчиков. Однако если изучить все его пространные интервью, посвященные ли руководству Московским портом, или речным пароходством, или судостроительным заводом, то картина получается крайне однообразной. В трех словах вся суть — «Пришел, увидел, победил». Вот и весь бизнес-секрет Романа Троценко.
Читая его интервью, поражаешься основательному знанию своего дела. Цифры и факты сыплются, как из рога изобилия. Роман готов мгновенно ответить на любой вопрос, показывая, что он не просто в теме, а досконально понимает ее. Однако это до тех пор, пока не начинаешь интересоваться отдельными моментами его бурного потока откровений.
Совсем недавно я опубликовал интересные данные о строительстве полупогружной платформы, которую заложили на заводе Звезда в Большом Камне в конце прошлого года. Стоимость этой буровой установки с ледовым усилением составляет не меньше 400 миллионов долларов. К первой секции этой платформы закладную табличку своими руками привинтили Роман и Сергей Богданчиков, глава Роснефти. Ребята простые, работящие, и как-то не обидятся на отсутствие церемоний. Что говорили во время этого торжественного акта? Путин В.В. говорил одно, Богданчиков — другое, а Троценко — третье. В интервью «Коммерсанту» Роман продолжает развивать свою точку зрения.
Например, в декабре 2009 года Путин заявил, что работа рассчитана на многие десятилетия, и общий объем инвестиций составит 400 миллионов долларов. В ответ Троценко уточнил, что цена контракта — 508 миллионов долларов. А в нашем времени он говорит о контракте на одну полупогружную платформу стоимостью около 670 миллионов долларов. Цены варьируются: 400 миллионов, 508 миллионов, 670 миллионов. Выбирайте сами. Судя по тенденции, заключительная цена может достичь миллиарда. Более того, выяснилось, что заложена была секция не платформы, а баржи, чтобы было понятнее для судостроителей с 17-летним стажем. Платформу никто не закладывал и строить не начинал, что подтвердил сам Роман в своем интервью. Так что же это было за действо на заводе Звезда в конце прошлого года? Маски-шоу?
Еще одно интересное место — строительство танкеров класса афрамакс для Венесуэлы. В 20-х числах сентября СМИ были взбудоражены новостью о том, что представители ОСК и венесуэльской госкомпании заключили соглашение о поставке десяти танкеров типа «афрамакс» стоимостью порядка 700 миллионов долларов. Однако цена танкера афрамакс в 2010 году на верфях Азии варьируется от 50 до 55 миллионов долларов. Контракт на строительство судов на 40% дороже рыночной стоимости может быть заключен по любым расчетам, но только не рыночным.
Как только начинаешь изучать заявления Романа внимательнее, сразу ощущаешь, что информация не совсем верная, а порой даже совершенно неверная. Если допустить, что Роман не так озабочен государственными интересами, как утверждает, то возникает вопрос: почему он занялся рыбохраной и оскорбил всех рыбаков? Ответ прост — от страха. С Романа начинают требовать. Господин САМ, который не в курсе о Шевчуке, недавно заявил, что в судостроение ОСК утопило 14.3 миллиарда, и в следующем году ожидаются такие же потери. Ему срочно нужны гарантированные гражданские заказы. Я не раз и не два писал о реальных планах ОСК — вернуть к себе все три составляющих гражданского судоходства России: рыболовный флот, торговый и речной. Однако рыбаки упорно сопротивляются этому, даже несмотря на давление со стороны их главного руководителя.
Роман не выдержал и, будучи раздраженным, высказывался о рыбаках на личном уровне. Он приравнял их к детям, которым нельзя продавать алкоголь. Вопрос о введении квот пока остается открытым. Чем больше будет протестов со стороны рыбаков, тем выше вероятность, что здравый смысл все-таки победит, и Роману алкоголь не продадут. Он и так уже со стеклянными глазами, куда ему еще.
Полную статью можно прочитать по адресу www.odin.fm, где также размещены ссылки на ответы рыбаков Роману Троценко, которые не заставили себя ждать.