21 марта этого года исполнилось три года Объединенной Судостроительной Корпорации (ОСК). За это время многие пытались понять, что такое ОСК, зачем она создана и на каком этапе будет ее развал. Даже специалисты, работающие в судостроении, находятся в затруднении относительно общей картины и целей этой организации. Мнение о будущем ОСК в основном совпадает с моим: эта структура в конечном итоге обрушится, похоронив за собой колоссальные средства, следы которых найти будет сложно. При этом не удастся избежать и временных потерь, которые могут отбросить наше судостроение на 5-10 и более лет назад.
Невозможно точно сформулировать стратегические цели ОСК, они расплывчаты и варьируются от документа к документу. Мы имеем огромную организацию, объединившую все судостроение России, но не имеем достоверного источника информации об этой структуре, каким должен быть ее сайт. Все, кто интересуется судостроением, в том числе работающие в этой сфере, вынуждены искать новости в сети и довольствоваться отдельными статьями и заметками, которые появляются в различных СМИ. На мой взгляд, это уже говорит о характере работы ОСК.
Планируется построить на базе завода «Звезда» в поселке Большой Камень верфь для строительства крупнотоннажных танкеров и газовозов дедвейтом до 200-250 тыс. тонн, а также буровых судов и плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Инвестиции в проект составят 400 миллионов долларов. Доля Daewoo S&ME в этом проекте составит от 20% до 49% акций. Это вызывает определенные вопросы: о каких именно планах идет речь – о строительстве гражданских судов или секретных суперавианосцев? Страстное желание строить суда самых больших размеров трудно объяснить, особенно учитывая, что российские супертанкеры в обозримом будущем не смогут конкурировать с корейскими или китайскими аналогами ни по цене, ни по качеству.
Спрос на супертанкеры довольно низок, и действующий флот часто работает в убыток. Китай, как второй в мире потребитель нефти, планирует собственное судостроение и строительство супертанкеров на своих верфях, что ставит под сомнение необходимость российских супертанкеров. Более того, супертанкеры не являются показателем технологического уровня страны, но руководство ОСК, похоже, считает, что размер судна является показателем сложности и совершенства. Новая верфь на Дальнем Востоке строится с надеждой на отечественного заказчика, который, как известно, не так уж многочислен.
Верфь будет строить суда с сомнительным качеством, и вопрос, что произойдет, если заказчики исчезнут, остается открытым. В лучшем случае верфь окажется в руках корейцев, в худшем – обанкротится и уйдет в небытие. Суперверфь, как и другие планируемые аналогичные объекты, представляют собой искусственные образования, созданные в условиях отсутствия реального рынка. Возникает вопрос: зачем строить такие объекты и тратить 400 миллионов, чтобы потом в приказном порядке изготавливать суда? По сути, это воровство у самих себя.
Основная причина этого расточительства заключается в выгоде для конкретных компаний и лиц. Именно в этом состоит разгадка нашей вертикали власти: деньги не разбазариваются, а перераспределяются в новые карманы, даже такими громоздкими способами, как создание ОСК. Люди, работающие в судостроении, утверждают, что для его возрождения необходимы системные реформы и комплекс мер, которые не требуют ОСК, а требуют профессионализма и ответственности перед государством и будущими поколениями.
Даже если на вершине системы окажется человек с необходимыми качествами, он может оказаться бессильным в системе, которая уже закостенела. Невозможно создать оазис из судостроения посреди пустыни рвачества. Я не достаточно хорошо знаю историю России, чтобы утверждать, что действующая власть — самая бездарная, но уверен, что так мелочно и подло все еще не гробили ради удовлетворения жадности и амбиций столь безликих существ. Или это закономерно, и мы имеем то, что заслуживаем?
Подробно с фактами и цифрами свое видение трехлетия ОСК изложено на сайте «Морской Бюллетень».