Весь мир потрясла новость о жестокой атаке нигерийских пиратов на греческий супертанкер Kalamos в водах Нигерии. В результате нападения один моряк был убит, трое других захвачены в заложники. Однако сама атака вызывает множество вопросов. Как пираты смогли взобраться на борт супертанкера, чтобы атаковать судно, находящееся в балласте и имеющее высоту борта 20-26 метров? Этот подвиг не под силу даже специализированным подразделениям. Где были власти Нигерии, ведь танкер находился на, казалось бы, безопасном рейде в заливе Бонни в ожидании загрузки?
Но особенно удивительным выглядит следующее: всего за день до нападения нигерийские СМИ опубликовали интересное заявление NIMASA (Морской Администрации и Агентства Морской Безопасности Нигерии). В нем сообщалось, что NIMASA задержала в водах Нигерии три крупнотоннажных танкера (греческий, индийский и арабский) за наличие на их борту англичан – охранников, которые были невооружены и должны были защищать суда и экипажи собственными руками в случае нападения пиратов. Напомним, что нигерийские пираты, как правило, нападают только будучи вооруженными, зачастую вплоть до пулеметов.
NIMASA заявила: «Наши воды мирные и спокойные, мы делаем все возможное, чтобы они таковыми и оставались. Но появилась новая угроза – охранники-иностранцы на борту торговых судов. Они утверждают, что безоружны, но действительно ли это так? Не спрятано ли оружие? Не приведет ли это к всплеску насилия?» Однако мир и спокойствие в водах Нигерии можно оценить по нападениям на супертанкер, которые, к сожалению, далеко не единичны. Нападения происходят регулярно: грабежи, захваты заложников, убийства.
Схема нигерийского пиратства проста: пираты занимаются своим делом, власти Нигерии – своим, а судоходство – своим. Пираты грабят и убивают, а власти охраняют от них, получая при этом прибыль, и активно прогоняют иностранных охранников, даже если они не вооружены. Судоходство в итоге расплачивается деньгами, кровью и жизнями.
Что можно сделать? Ответ ясен тем, кто в теме. В воды Нигерии можно и нужно направить ВМС заинтересованных стран, невзирая на позицию Нигерии. Фактически, Нигерия превратила пиратство в государственный бизнес. Наиболее эффективный способ борьбы с нигерийским пиратством и пиратством в целом заключается в разработке и принятии международной конвенции, легализующей вооруженную частную охрану на судах, работающих в опасных водах, таких как воды Нигерии. Однако этому противодействуют ООН, связанные с ней структуры, а также некоторые страны Запада и третьего мира. На принятие такой конвенции, или даже на обсуждение вопроса, надеяться не приходится.
В последние месяцы можно наблюдать возросшую активность российских новостных агентств в освещении перемещений кораблей ВМФ России по миру. Особо выделяются Раша Тудей и новый проект «Спутник», который активно информирует о передвижениях российского флота, подчеркивая его доблесть и практически непотопляемость. Зачем наши корабли так активно путешествуют, остается загадкой, но очевидно, что противник получит достойный отпор, стоит ему только проявить активность в российских водах. Это утверждает славу и мощь отечественного оружия.
Однако мировое сообщество воспринимает силу и могущество России несколько иначе. Есть одна идея, как Россия могла бы значительно изменить общественное мнение в свою пользу. Направление российских кораблей в воды Нигерии для наведения порядка стало бы действенным шагом, особенно если сделать это с решимостью. Почему Россия должна это делать? Потому что в Нигерии работает немало российских судов, и еще больше российских моряков. Запад колебался бы, учитывая влияние ООН и стран третьего мира, но подобные действия России были бы молча приняты, как это произошло с недавним вмешательством Гринпис в Арктике.
Тем не менее, Россия на такие шаги пока не готова. Здесь нужны действия не гопника, а настоящего мужчины. Гопника мы видим, а мужчину – нет.