Официальное сообщение ФСБ России: 24 января около 22 часов в бухте Южно-Курильская, в пяти кабельтовых юго-западнее Южно-Курильска, произошел инцидент с бортовым плавсредством, на котором находились 10 человек. Опрокидывание произошло во время доставки осмотровой группы сотрудников пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области в сложных метеоусловиях — снежные заряды и порывы ветра.
На месте происшествия были организованы поисково-спасательные работы, в которых участвовали 8 кораблей и судов, а также 2 вертолета. В этом контексте стоит упомянуть судно, которое стало объектом проверки — рыболовное судно Астор под флагом Сьерра-Леоне, задержанное за незаконный лов рыбы в территориальных водах России. Однако, по данным, судно не могло заниматься незаконным уловом, так как оно числится как перевозчик рыбы, то есть грузовое судно.
Судно Астор, номер IMO 8028802, имеет дедвейт 547 тонн и было построено в 1980 году в Японии. Владелец — East Shine Shipping, Busan Korea. Досмотровая группа отправилась на резиновой лодке, предположительно типа Зодиак, с мощными подвесными моторами. Изначально сообщалось о спокойной погоде, но позже официальные данные указали на снежные заряды и порывистый ветер.
Неопытность в управлении лодкой, особенно в условиях волн и порывов ветра, могла стать причиной опрокидывания. Мощные моторы легкого корпуса требуют крайней осторожности, и даже незначительное превышение акселерации может привести к потере контроля. Если погодные условия действительно были неблагоприятными, то возникает вопрос к командованию, отправившему легкую лодку для проверки в темное время суток при неблагоприятной погоде.
Чрезвычайное происшествие имеет немалые масштабы: погибли 4 человека, а 6 считаются пропавшими без вести. Шансы выжить в таких условиях минимальны, учитывая низкую температуру воды. Важно отметить, что любые ЧП в военных или силовых структурах привлекают значительно больше внимания общественности, чем аналогичные происшествия с гражданскими.
На личном опыте, можно сказать, что подобные новости встречаются регулярно. Обычно они касаются задержаний или стрелковых инцидентов, что лишь подчеркивает уровень профессионализма морских пограничников, который, увы, оставляет желать лучшего. Следует помнить, что морские пограничники выполняют функции, аналогичные береговой охране в других странах. На международной арене такие службы, как береговая охрана США или Великобритании, активно занимаются спасением людей и обеспечением безопасности мореплавания.
К сожалению, о действиях нашей береговой охраны такого сказать нельзя. Помощь, как правило, не оказывается. Хотя иногда пограничники участвуют в крупных спасательных операциях, чаще мы видим аресты и инциденты с фатальными последствиями. Это далеко от идеала, когда на страницах новостей должны быть заголовки о спасении, а не о гибели.