Петр Войс: С «Войной» покончено? Что в остатке?

В конце прошедшей недели культуртрегеры и сочувствующие провели митинг на Пушкинской площади в Москве в защиту активистов арт-группы «Война» Олега Воротникова и Леонида Николаева. Им грозит уголовное наказание за «хулиганство по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Митинг прошел под лозунгом «Свободу Войне!». Также поступили сообщения о поддержке художников из-за рубежа, в частности, заявленной со стороны известного венского акциониста Германа Нитча.

Несмотря на культуртрегерские мероприятия, кажется, с «Войной», которая на протяжении последних трех лет будоражила общественное мнение, покончено. Олег Воротников, также известный как Вор, и Леонид Николаев, или Леня Еб…й, сейчас находятся под следствием в камерах предварительного заключения в Санкт-Петербурге. Они дают показания и подписывают протоколы допросов. Можно не сомневаться, что суд поддержит сторону обвинения, и художники будут помечены клеймом уголовников на всю жизнь.

Это выглядит справедливо на фоне того, как эта скандальная арт-группа этим летом заклеймила символичным знаком поднимающегося фаллоса Петербургское управление ФСБ (акция «Х.й в плену у ФСБ»), а ранее – знаком черепа с костями, Правительство Российской Федерации (акция «Штурм Белого дома»). С точки зрения истории неважно, какой срок вынесут судьи художникам. Важно то, что это произойдет, и оправдания, как показывает практика, им не светят. Наказание будет даже более суровым, чем ранее, в свете курса на ужесточение борьбы с экстремизмом, заявленного Президентом и Премьером.

Олегу и Леониду придется прекратить заниматься любимым делом, если только они не станут традиционными тюремными художниками. Тем временем идеолог, куратор и вдохновитель группы Алексей Плуцер-Сарно, после многочисленных предупреждений, вынужден был покинуть Россию нелегально, приехав в Эстонию. Это напоминает о том, как в свое время вынуждены были эмигрировать в Болгарию легендарный акционист Олег Мавромати и в Чехию – Авдей Тер-Оганьян, известный своим эксцентричным поведением.

Если учесть другие эпизоды, такие как вынесение обвинительного приговора Юрию Самодурову за выставку «Осторожно, религия» и Андрею Ерофееву за «Запретное искусство», становится очевидна последовательно проводимая властями политика неприятия актуальных художников и актуального искусства в целом. Я акцентирую внимание на слове «властями», поскольку именно власти безосновательно присвоили себе право быть экспертной стороной в вечном и необходимом диалоге художника и общества, без которого развитие любой общественной формации невозможно.

Можно представить российскую ситуацию без политиков Лимонова, Рыжкова, Немцова, журналистов Доренко, Латыниной, Ганапольского, писателей Сорокина, Пелевина, музыканта Шевчука? Можно, но с грустью. Так же грустно представить ее без таких новаторов современного искусства, как группы «Война», «Синие носы» и куратор Ерофеев. Судя по всему, в судах именем Российской Федерации выносятся приговоры не отдельным лицам, а современному актуальному искусству. Сложно не заметить, что это не искусство вовсе, а уголовно наказуемая деятельность, и что такое искусство сегодня создают не художники, а уголовники. Крутой разворот, не так ли?

Судья Таганского или другого суда, рассматривая чисто художественный факт – выставку или акцию, решает, кто перед ним: художник или преступник? Однако, в новейшей истории российское правосудие всегда склонялось в сторону власти. Без знаний и без чувства ответственности. Чума полная, короче. Воинствующее мракобесие, похлеще времен святой инквизиции.

Что касается места искусства в общественно-государственном устройстве, хочу кратко изложить его суть. Нужно уметь отличать художников от хулиганов, творчество от политики, истину от случайности, исходя из трех принципов. Принцип замещения: искусство, как и другие виды деятельности, развивается методом отрицания сложившегося порядка вещей. Ученые развивают науку в физическом мире, художники – в духовной сфере.

Принцип честности: искусство развивается честным образом, исключая ложь и фальшь. Принцип внутренней свободы: искусство всегда находится на грани между нормами дозволенности и личной свободой. Если исходить из этих принципов, роль искусства в обществе определяется так же, как и роль науки. Художники реагируют на фальшь и лицемерие, отражая действительность на основе своих чувств и ощущений.

Теперь задайте себе вопрос: оскорбила ли вас акция Лени Еб…го с синим ведерком на голове? Или переворот милицейского автомобиля на площади в Санкт-Петербурге? Что вам было бы интереснее: участвовать в очередной программе партии и правительства или сопереживать художникам? Не нравится радикализм и трэш? Возможно, альтернативных форм отражения действительности сегодня нет. И тут важно вспомнить, что художники – это всего лишь малая часть общества. Их состояние определяется другими, теми, кто у руля.

Если социально-государственное тело начинает ампутировать свои части, игнорируя действительность, это может привести к полному краху. Последние два тезиса в целом позитивные: когда в стране преследуют кого-то, это говорит о том, что народ еще не весь кончился. И, что важно, проблемы не в художественной части общества, которую пытаются подавить, а в его восприятии – голову нужно лечить, настраивая на другую программу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы