Губернатора – в особняк, пенсионеров – в сарай

Владимир Путин недавно заявил, что квартирный вопрос в России можно решить к 2030 году. Однако, похоже, будущий президент немного скромничает. На Камчатке, по крайней мере, план Путина может быть перевыполнен. Переселение людей из аварийного жилья здесь уже сегодня носит массовый характер. В начале февраля местные телеканалы показывали сюжет о празднике с песнями и танцами для новосёлов двух многоэтажек. В прошлом году новоселье справили десятки сотрудников регионального управления ФСБ. Несмотря на то, что сотрудники спецслужб — люди небедные (зарплата лейтенанта на Камчатке превышает 100 тысяч рублей в месяц), жильё в новом доме они получили бесплатно.

Согласно отчетам, число переселенцев на Камчатке растёт с каждым месяцем. Тем не менее, новых многоэтажек, как выяснилось, не хватает для всех желающих. На днях ко мне обратились жители одного из камчатских бараков, которых власти пытаются одарить жильём в доме с удобствами. Однако их новоселье, скорее всего, не покажут по телевизору. Посмотрите на фотографии, и вы поймёте, почему.

По документам, в этом строении на окраине Петропавловска выполнен ремонт. Интересно, сколько денег было «отмыто» на таком ремонте. Судя по цветочку в окне, в квартире живут люди, и кто-то уже улучшил свои жилищные условия. Однако даже такое жильё в столице Камчатского края доступно не всем. Дом, в котором проживала пенсионерка Наталья Сурженко, признали аварийным ещё в советские годы. Большинство жильцов тогда переселили, а несколько семей «временно» оставили. Но с годами чиновники, как водится, позабыли о тех, кто остался, а документы на дом потеряли.

Пытаясь восстановить справедливость, пенсионерка безуспешно скиталась по кабинетам местных начальников, даже побывала на приёме у губернатора. Но ей никто не помог. В итоге она плюнула на всё и прошлой весной переехала жить в гараж, где, по её словам, оказалось и комфортнее, и безопаснее, чем в сырой, убогой квартире, где температура даже летом не поднимается выше 15 градусов. Плата за коммуналку доходит до 6 тысяч рублей в месяц.

Ещё одна камчатская пенсионерка, Татьяна Шумилова, считает, что Наталья Сурженко сильно повезло. Во-первых, у неё есть гараж. А во-вторых, квартира иногда прогревается до 15 градусов. Шумиловой об этом остаётся только мечтать. Результаты измерений, сделанных зимой в её муниципальном доме Камчатским центром гигиены и эпидемиологии, показывают, что температура в комнатах очень низкая: в одной — плюс 4,9 градуса, в другой — плюс 1 градус, а на кухне — плюс 5,5 градусов, в вестибюле — минус 2 градуса. Муж Татьяны долго болел и в 2008 году умер не от болезни, а от переохлаждения.

Сама Татьяна Александровна пока держится. Однако власти не собираются переселять её. В горадминистрации полагают, что её дом пригоден для проживания. Получается, где-то в отчётах значится, что здание с минусовой температурой в комнатах — это нормально, а его обитатели не нуждаются в улучшении жилищных условий.

Подобных историй на Камчатке немало, но официальные власти смотрят на них сквозь пальцы. Поэтому облегчать жизнь земляков иногда приходится местной оппозиции. Накануне выборов в краевое Законодательное собрание в декабре прошлого года выделился кандидат от «Справедливой России», который в свободное время руководит коммунальным предприятием. Он построил туалет на улице для своих избирателей — чтобы у них появилась возможность подумать перед голосованием. Этот туалет действительно напоминает избирательную кабинку.

Двухэтажная хибара, которую кандидат прирастил туалетом, расположена в центре плотно заселённого района. Она была построена в 1938 году. Куда люди десятилетиями справляли нужду, неизвестно. Но, по данным, в графике на расселение это здание не значится. Вероятно, после открытия туалета в отчётах записали, что дом благоустроен.

Не всё на Камчатке так плохо. Есть и красивые дома, где люди живут долго и счастливо, и многие на полуострове знают этих людей. Например, дом губернатора Владимира Илюхина в здании бывшего детского сада «Колокольчик», рядом с ним — дом одного из вице-губернаторов, а также дома члена Совета Федерации Бориса Невзорова и отставного генерала ФСБ Евгения Лаухина. Так живут современные руководители и их дети.

Однако у потомков вчерашних вождей не всё складывается столь благополучно. Вот ещё одно фото — для контраста. В этой лачуге в далёком посёлке Ключи (700 км от Петропавловска-Камчатского) уже много лет живёт Екатерина Жданова — внучка Иосифа Сталина. Плохо, что за заборами своих особняков нынешние начальники ничего не видят и, похоже, мало интересуются происходящим. В противном случае не переселяли бы обычных людей из одних трущоб в другие, не отмывали бы деньги на ремонте аварийных зданий и не говорили бы, что пенсионеры, проживающие в квартирах с минусовой температурой, виноваты в этом сами.

На прошлой неделе все камчатские СМИ сообщили, что в течение ближайшего месяца в регионе будет сохраняться повышенная угроза сильного землетрясения. Как поведут себя аварийные трущобы при разгуле стихии — только предполагать. Если сила подземных толчков составит 8 или 9 баллов (что на Камчатке вполне возможно), трущобы почти наверняка развалятся. Поэтому люди не горят желанием переселяться в такие условия — это не прихоть, а вопрос жизни и смерти.

Тем не менее, руководители города и края ведут себя так, будто не понимают всей серьезности ситуации. Хотя, возможно, они действительно этого не понимают. Их особнякам разрушение не грозит — они сделаны на совесть и выдержат любые испытания.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы