Люди гибнут от лап косолапых хищников. В субботу на Камчатке от лап медведицы погибли два человека – 19-летняя девушка и 44-летний мужчина. Они отправились на рыбалку по медвежьей тропе и стали жертвами голодного животного. На следующий день егеря отстрелили взрослую самку и троих медвежат, подозреваемых в людоедстве.
В этом году на Камчатке убили уже 16 агрессивных медведей. Местные власти призывают жителей и гостей полуострова быть предельно осторожными во время поездок на природу. Специалисты же утверждают, что конфликты со зверем люди, как правило, провоцируют сами. Гибнут, в основном, четвероногие хищники, которых ежегодно истребляют сотнями. Однако и человек в камчатском лесу не может чувствовать себя в безопасности. Добычей косолапых порой становятся не только грибники, рыбаки и неопытные туристы, но и профессионалы, хорошо знакомые с повадками диких животных.
Особняком стоят две трагедии – гибель знаменитого японского фотографа Мичио Хошино и лучшего российского специалиста по камчатским медведям Виталия Николаенко. Эти случаи произошли несколько лет назад и успели обрасти слухами и домыслами. О том, что было на самом деле, известно немногим. Заместитель директора по науке крупнейшего на Камчатке Кроноцкого заповедника Владимир Масолов рассказывает:
— У трагедии с Мичио Хошино была определённая предыстория, — говорит Масолов. — Все началось с того, что неподалеку от нашего базового домика на Курильском озере появилось медвежье семейство: самка и трое медвежат. Один медвежонок проявлял заметную активность и стал часто обитать рядом с нашей базой. Он даже прибегал на шум вертолёта, что привлекало туристов и фотографов.
Когда медведь начал проявлять агрессию, мы предложили его отстрелить, но нас не поддержали. В следующем сезоне этот пятилетний мишка попытался закрепить территорию за собой. В это время на озеро прибыли японские кинематографисты, которые снимали фильм о Хошино. Они успешно отсняли материал, но накануне отлета Хошино решил провести ночь в палатке, хотя проводник пытался его отговорить. Мичио считал, что медведи сыты и неопасны из-за изобилия рыбы и ягод.
К сожалению, этот медведь был не таким, как другие. Ночью он подошёл к палатке, не найдя пищи, одним ударом в голову убил Хошино, а затем начал его есть. У проводника и японских операторов не было оружия, и они лишь смогли выбежать на улицу и бросать в медведя камни. Медведь вытащил мертвого фотографа из спальника и уволок в кусты. Мы с двумя охотниками прилетели на место происшествия и увидели, как медведь бросался на вертолет, думая, что Мичио — это его добыча.
— А что случилось с Виталием Николаенко? — продолжает Масолов. — Виталий отслеживал одного медведя по имени Добрыня на протяжении 17 лет. Он был крупным самцом, не проявляющим агрессии. Однако, когда Добрыня умер, его участок занял другой самец, которого Виталий попытался приручить. Этот медведь, Желтошей, оказался более агрессивным и неоднократно предупреждал Виталия об опасности.
В дневнике Николаенко остались записи о случаях, когда Желтошей загнал его на дерево или побежал за ним. Несмотря на это, Виталий продолжал преследовать медведя. И вот за сутки до отъезда в город, он вновь отправился за Желтошеем, который забрался в стланик. Виталий, сняв лыжи, попытался сфотографировать его, но медведь напал, нанеся два удара — в голову и в грудь.
— Зачем Виталий так рисковал за день до отъезда? — удивляется Масолов. — Журналисты всегда ждали от него сенсаций, и ему нравилось их добывать. Когда Добрыни не стало, сенсации не получилось, но улетать «пустым» было не хотелось. А тут медведь пробежал почти мимо окна, и он попытался использовать последний шанс.
— Известно, что Николаенко долгое время брал в лес только фотоаппарат, но в последнее время стал захватывать карабин. С чем это связано? — задает вопрос Масолов. — Когда он погиб, карабина у него не было. Мы обязали его брать его с собой. Существующая теория вероятности гласит: ты встречаешь медведя, и он убегает. Но рано или поздно можно наткнуться на ненормального медведя.
— Что делать, если в лесу встретился с медведем? — рекомендует Масолов. — Расходиться. Не смотреть ему в глаза и постепенно отходить в сторону от тропы, давая понять, что ты человек. Можно закричать или использовать рюкзак как преграду. Я сам оказался в двух метрах от медведя и успешно переадресовал его реакцию на рюкзак. В большинстве случаев медведь боится человека и уходит.
P. S. Медведи действительно опасные животные, и в лесу с ними лучше не встречаться. Но и чрезмерно демонизировать их не стоит. Хорошее подтверждение тому, что медведи не кровожадные монстры, а вполне симпатичные существа — галерея медвежьих образов из Кроноцкого заповедника от блестящего фотографа Игоря Шпиленка.