Руководители нашей страны редко признают свои ошибки или невыполненные обещания. Обычно это делают люди, далекие от действующей власти. Однако бывают и исключения. Одно из таких произошло на Камчатке, где губернатор Владимир Илюхин в прямом эфире признался жителям, что власть их обманула. Хотя он быстро уточнил, что это связано с работой чиновников невысокого уровня, тень упала на одно из первых лиц государства.
Петропавловск-Камчатский уже несколько лет живет в тревожном ожидании сильного землетрясения. Ученые института вулканологии и сейсмологии РАН рассчитали высокую вероятность данного события. Власти не оставили этот факт без внимания. Ещё в 2008 году Дмитрий Медведев, будучи президентом России, провел совещание на Камчатке, обсуждая развитие региона. Говоря о землетрясении и его последствиях, он выразил явную тревогу, повысив голос: «Надо выделить все, вплоть до копейки, все, что решили – все выделить. Минфин, слышите меня?! – прикрикнул Медведев на федеральных министров. – Спать потом не сможете, если что-то случится. Угроза здесь существенно выше, все ученые об этом пишут, строчат бумаги… Если долбанет, последствия будут на порядок более страшные… Затраты будут триллионные!»
После эмоционального выступления президента необходимость укрепления ветхих зданий и переселения людей из трущоб стала темой для обсуждения камчатских политиков, особенно единороссов. Накануне выборов они всякий раз в красках рассказывали избирателям о своих намерениях вызволить их из опасных многоэтажек. В городе насчитали сотни домов, нуждающихся либо в усилении, либо в расселении. После отъезда Медведева несколько зданий действительно укрепили, а несколько построили заново. Однако масштабные преобразования так и не состоялись. Вероятность катастрофического землетрясения по-прежнему остается высокой (по оценкам сейсмологов, она составляет около 50 % в ближайшие 5 лет).
В канун нового 2015 года, когда губернатор Илюхин делился достижениями своего правительства в прямом эфире, в студию дозвонилась женщина. Она спросила, когда же ее трухлявый дом пойдет под снос, и когда его жителей переселят. Ответ Илюхина на этот, казалось бы, простой вопрос занял несколько минут эфирного времени на канале «Россия 1». Губернатор отметил: «Таких, простите, очкуров у нас очень много. Как реагирует сегодня городская власть – вы знаете. В большинстве случаев, как с очисткой дорог – то нет бензина, то нет денег… Сегодня ситуация такова, что людей обманули, сказав, что вы попадете в программу и мы вас скоро расселим… Нужно понимать, что никаких денег не хватит в Российской Федерации, чтобы всех обеспечить единовременно».
При этом о страшных последствиях и триллионных затратах в случае «если долбанет» губернатор упоминать не стал. Вся ответственность за существующее положение дел, по его словам, легла на сотрудников мэрии Петропавловска, которые дезинформировали людей. Это выглядело так, будто Илюхин переводит стрелки, не решаясь призвать к ответу действующего премьер-министра России. После таких заявлений камчатцы ощутили себя неуютно. Одна из жительниц Петропавловска в разговоре выразила озабоченность: «Это что ж нам теперь своими силами эти трущобы укреплять или, может, сразу переезжать в гаражи и землянки?» Её возмутило, что слова руководителей края расходятся с их делами, и это происходит не впервые.
Владимир Путин еще в прошлом десятилетии приказал «разработать комплекс мер, предусматривающих существенное снижение на Камчатке тарифов на электрическую и тепловую энергию». Местные чиновники в знак согласия радостно щелкнули каблуками. В результате на полуострове был построен газопровод стоимостью несколько миллиардов долларов, который оказался абсолютно не окупаемым. Убытки энергетиков и газовиков теперь возмещаются из бюджета. Сумма компенсаций за «комплекс мер» ежегодно исчисляется миллиардами рублей, невзирая на кризис. Однако денег всё равно не хватает, поэтому тарифы на тепло и электричество в крае продолжают уверенно расти. Сегодня по этому показателю Камчатка занимает одно из первых мест в России, что значит, жители полуострова были обмануты не только с переселением.