Витольд Янчис: Литва: первая кровь

Сегодня по всем телевизионным каналам стало известно, что началась война. Литва без объявления войны оказалась под вероломным и неожиданным нападением со стороны Российской Федерации. Так можно кратко пересказать основные новости телевизионных и радиоканалов Литовской Республики.

К счастью, война пока что торговая, а боевые действия ведутся в тиши кабинетов чиновников и руками таможенников на пограничных постах с Россией. Однако последствия решений Кремля будут долго будоражить кабинетных стратегов Евросоюза и Прибалтики.

Сегодня реалии Литвы таковы: бесконечные вереницы грузовых автомобилей, ждущих таможенного досмотра, потери бизнеса в миллионы евро (Литва экспортирует в Россию около 25% молочной продукции), гнев и негодование, начиная от президента Литвы Дали Грибаускайте и заканчивая простыми жителями страны.

Интересно, что торговая война плавно переходит в информационную. Компания Cgates, предоставляющая услуги платного телевидения более чем полумиллиону абонентов, отключила передачи “Первого балтийского канала”. Причина? Во-первых, в том, что многие политики считают ПБК рупором России в информационной войне за умы и сердца жителей Литвы. И вот появился повод: в передаче “Человек и закон”, недавно вышедшей в эфир, события 13 января 1991 года в Вильнюсе обсуждались крайне непочтительно.

Вот она, первая ласточка — член Сейма, консерватор Раса Юкнявичене, предложила отнять у ПБК лицензию. И “орудие пропаганды Кремля”, не дожидаясь официального решения, просто отключили. Так что здравствуй, цензура, как в старые добрые времена железного занавеса…

Честно говоря, я не удивлюсь, если в стране начнётся охота на ведьм — “журналисты, сотрудничающие с российскими изданиями, на первый-второй рассчитайсь”. Черт, как-то неуютно стало — ведь с российскими изданиями я сотрудничаю давно. Друзья из России шутят: “Шагом марш в посольство РФ, пока свободен”. Надеюсь, что шутка останется шуткой, но мне остаётся поеживаться при мысли о том, что почти весь газ, который поступает в Литву, мы получаем из труб “Газпрома”. И с этим “Газпромом” у правительства натянутые отношения.

Для непосвящённых: российская компания, как монопольный поставщик голубого топлива в Литву, использует своё положение по максимуму, порой взвинчивая цены до неприличия. Достаточно сказать, что Германия платит за российский газ около 400 долларов, тогда как Литва — порядка 480. Разница очевидна, ведь народ в Германии богаче, чем в Прибалтике. По подсчётам литовского правительства, “Газпрому” страна переплатила более миллиарда долларов…

Остаётся надеяться, что трубу не перекроют и поставки газа не прекратятся. Кто-то в России скажет, что наглые прибалты совсем зарвались, и пусть теперь платят за свою независимость. Это будет неправильно. Платят прибалты не за независимость, а за участие в играх Москвы, Вашингтона и Брюсселя.

По словам профессора Римантаса Рудзкиса, поведение России обусловлено несколькими причинами. Во-первых, председательство Литвы в ЕС и активная деятельность по вовлечению Украины в сферу влияния ЕС. Во-вторых, трудности российской экономики, требующие защиты производителей. И наконец, просто желание показать, кто главная сила в регионе.

А что же Брюссель? “Комиссия полностью доверяет качеству литовских молочных продуктов”, — заявил представитель по вопросам здравоохранения ЕК Фредерик Винсент. Для интереса: “В некоторых случаях стандарты Российской Федерации слишком строгие и превышают научно обоснованные требования по защите потребителей. Комиссия призывает РФ вести себя пропорционально в случае отклонений от санитарных стандартов в молочных продуктах из Литвы”, — отметил Винсент.

Насколько ЕС готова помочь? Этот вопрос остаётся открытым. Пока Брюссель советует Вильнюсу обратиться за помощью во Всемирную торговую организацию и призывает Россию открыть свои рынки для литовских товаров. Однако вакуум на российском рынке после “добровольного ухода” литовцев могут заполнить немецкие, французские и польские бизнесмены. А вот куда податься литовским производителям — это уже академический вопрос…

В общем, остаётся только повторить известную фразу великого комбинатора: “Запад нам поможет. Крепитесь”.

Оцените статью
Ритм Москвы