Виталий Петров: Разделяй по-новому и властвуй безгранично: кому нужен перераздел России?

В июне этого года появилась информация о том, что количество административных единиц России сократится почти в два раза. Однако речь не идет о повторении истории с Аляской. Теперь власти предлагают укрупнить регионы и изменить порядок управления ими. Почему эта идея не реализовывалась раньше, что следует ожидать от перераздела территории, дойдет ли собянинская плитка до Мытищ и чьи интересы сейчас защищаются (спойлер: к сожалению, как обычно, не простых граждан)?

Проект не сразу строился. В 2008 году Москва еще не была той, что мы знаем сейчас. Мэром был Юрий Лужков, и именно в этом году возникает идея объединить Москву и Подмосковье. Идея не нова: в России уже были подобные случаи. Например, в 2005 году исчезают Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, что приводит к созданию Пермского края. Однако с Москвой так просто не получилось: ни губернатор Московской области Андрей Воробьев, ни жители не поддержали инициативу Лужкова. Позже подмосковные власти назовут гипотетический гибрид Москвы и Подмосковья «монстром». Вопросов к его образованию возникало множество: кто и как будет им управлять? Где взять средства на такое объединение? И главное — а зачем это все? Внятного ответа Лужков не дал, отметив лишь, что интеграция «полезна», но для кого — не уточнил.

В 2019 году предложение объединить столицу и прилегающую территорию вновь всплывает. К этому времени Москва уже трансформируется в набор гетто, начиная с элитарного Центрального административного округа, где исчезают обычные магазины, и заканчивая окраинами, где начинает формироваться доминирующая по численности национальность. Рэпер Тимати популяризирует бургеры за здоровье мэра, а жители в недоумении: зачем объединять? Простая математика: в Москве официально проживает около 12 миллионов человек (по неофициальным данным — и все 20 миллионов). В Подмосковье, по разным подсчетам, от 7 до 10 миллионов. Итого — в новом объединенном регионе окажется минимум 19 миллионов, а максимум — все 30. Это примерно пятая часть населения страны. Централизованное управление такой огромной территорией кажется практически невозможным.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев в интервью прямо говорит: лучше будет два плотно взаимодействующих между собой региона, чем один, которым неясно как управлять. Почти по всем параметрам это выглядит сомнительной задумкой. Если бы не одно очень важное «но». И это «но» называется «Сириус».

Помните поправки в Конституцию прошлого года? Многие помнят скандальный ролик про усыновление, но среди поправок была и менее заметная, но важная статья 67, п.1, в которой говорится: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Применение поправок не заставило себя долго ждать: 9 декабря прошлого года в России появляется уникальный объект — федеральная территория «Сириус». Это поселок под Сочи, который стал не просто местом, а новым видом публично-правового образования. А новизна заключалась в том, что возглавляет эту территорию человек, назначаемый президентом, без выборов граждан. Власть народу, но выборы лучше не устраивать — вдруг не за нужного кандидата проголосуют.

Цель создания «Сириуса» на бумаге выглядит благородно — реализация масштабных проектов на благо жителей. Однако жители не избирали тех, кто будет заниматься этими проектами, и не могут повлиять на нормативно-правовые акты, действующие на территории «Сириуса». Все решения принимаются Советом и главой федеральной территории.

А теперь две истории — «Сириус» и Москвосковье — объединяются. Слияние планируется завершить к 2030 году, и интеграция уже началась с 8 регионов. Что это значит? Можно спросить людей напрямую: нужно ли объединение в 41 межрегиональную агломерацию, которые можно в дальнейшем превратить в федеральные территории? Ответ будет очевиден. Но можно сделать это более мягко и незаметно, сказав, что нам нужны мегаполисы с развитой инфраструктурой и качественной плиткой. Тогда сокращаем количество субъектов страны за счет объединений и развиваем их центры.

Сейчас разрабатывается стратегия, по которой в ближайшем будущем наша страна будет поделена не на 85, а на 41 административную территорию. Почему это плохо? Во-первых, мегаполисы уже развиваются. Объединение регионов приведет к миграции и увеличению гетто внутри городов. Во-вторых, существует прецедент «Сириуса», когда поселок превратили в федеральную территорию. А это создает риски. В-третьих, глава федеральной территории назначается президентом, что ставит под сомнение демократические аспекты управления и распределения бюджетных средств.

Возвращаясь к Подмосковью, вопрос о возможности объединения с Москвой, кажется, по готовящейся стратегии, не стоит. И ответ на него положительный. Пока Собянин говорит о своих «фантазиях», бюджетные средства тратятся на развитие гетто-районов и ненужных станций метро. Готовится проект, который может привести к формальному возвращению феодализма, невидимо разделяя и властвуя.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы