В декабрьском выпуске 1989 года газеты «Демократический Омск» была опубликована статья с заголовком «Кто убил Сахарова?» Главная мысль этого материала заключалась в том, что Сахарова «убило» само российское общество. Убило неприятием его основных идей — толерантности, честности в политике, непоколебимого отстаивания свободы и неприятия принципа «целесообразности». Правота этих печальных выводов подтвердилась довольно быстро — стремительным разрастанием и новой «окончательной победой» идеологии и практики большевизма, которая вновь стала проявляться под масками «демократии» и «либерализма».
Не сомневаюсь, что если бы Сахаров прожил чуть дольше, он мягко говоря не одобрил бы все те «демократические победы», которые с 1991 по 1999 год осуществляли политические авантюристы, именовавшие себя его последователями — «демократами» и «либералами». Даже у его ближайших сподвижников периода Междуречия не нашлось ни мудрости, ни решимости продолжить дело Сахарова, чтобы противостоять пресловутой Realpolitik.
Когда незадолго до своей смерти Андрей Сахаров выступил с требованием немедленного объявления всесоюзной политической стачки с радикальными политическими требованиями, его поддержали единицы. Такое отношение, безусловно, приблизило его кончину. А адекватной замены Сахарову в роли безусловного морального лидера общегражданского сопротивления режиму так и не нашлось за двадцать лет.