Одна из наиболее острых проблем в отношениях между региональной и местной властью заключается в распределении финансовых средств, таких как дорожный фонд. Ситуацию усугубляет тот факт, что губернаторы в стране находятся в статусе выборных должностных лиц уже почти 20 лет, в то время как мэров, избранных на всенародных выборах, значительно больше. Это создает дисбаланс легитимности: мэры, обладая большей поддержкой населения, получают меньше средств на городское хозяйство, тогда как губернаторы, отвечающие только перед одним человеком с известной фамилией, имеют доступ к большему финансированию. Данная система негативно сказывается на российском местном самоуправлении и стала одним из главных аргументов для возвращения выборов губернаторов.
Ситуация выглядит следующим образом: мэр не получает финансирования, избиратели это понимают, а губернатор не представляет их интересы. В результате ответственность за состояние каждого двора оказывается возложенной на федеральную власть, формально избранную народом. Особенно это чувствуется, когда граждане сталкиваются с плохими дорогами и слышат по радио о неуместных ценностях, что, разумеется, сказывается на рейтинге власти.
На уровне регионов ситуация схожа с федеральной, но более открытая и бесстыдная. В Москве популярна фраза «Хватит кормить Кавказ», которая подразумевает излишние финансирования в ущерб другим регионам. В то время как в регионах актуален лозунг «Хватит кормить Москву», поскольку местные бюджеты получают в разы меньше, чем отдают в федеральный бюджет.
На уровне местного самоуправления призывов пока нет, однако ситуация еще более критическая. Например, Ярославль, насчитывающий 600 тысяч жителей при общей численности области в 1,272 миллиона, является главным источником пополнения областного дорожного фонда. По оценкам мэра Евгения Урлашова, акцизы на бензин и транспортный налог от жителей Ярославля составляют около 50% всего регионального дорожного бюджета, однако назад на дороги возвращается лишь чуть более 5%. В следующем году в бюджете предусмотрено увеличение областного дорожного фонда с 3,5 млрд до 4,5 млрд рублей, однако Ярославль, вместо 260 млн рублей в этом году, получит всего 237 млн рублей в будущем.
Кроме того, подняли софинансирование – ярославцы должны дополнительно внести значительные суммы, чтобы вернуть хоть какие-то средства из дорожного фонда. Этот шаг только уменьшает те несчастные 5%. Многие эксперты считают, что областные чиновники намеренно хотят отомстить избранному мэру Евгению Урлашову, который обещал заниматься ремонтом дорог, оставшихся без внимания прежней власти.
Для выполнения поставленных целей мэрия требует 400 миллионов рублей, дополнительно выделив 100 миллионов из городского бюджета. Несмотря на то что суммы вполне приемлемые, они противоречат тактике мелких пакостей областного правительства.
Еще одним пострадавшим от абсурдной финансовой политики области стал Рыбинск, второй по величине город региона. Несмотря на общий рост дорожного фонда, финансирование ремонта дорог для него хотят сократить в три раза. Мэр Рыбинска Юрий Ласточкин, избранный при поддержке «Единой России», столкнулся с сокращением финансирования, что совпало с новостями о его возможных gubernatorial амбициях. В отличие от мэров двух крупнейших городов региона, губернатор Сергей Ястребов не избирался.
Популярность мэров, несомненно, выше, и власти стараются снизить их рейтинг, следуя проверенному принципу «как бы что ни вышло». В этой ситуации все действуют строго в рамках закона, поскольку местное самоуправление находится в невыгодном положении. В результате страдают не мэры, а их избиратели, которых «необязанный» чиновник может наказать за «неправильные политические предпочтения.
Важно понимать, что Россия – это не только Москва, но и города различного масштаба, где живут люди. Поэтому важнейшей задачей должно стать наделение местного самоуправления как полномочиями, так и финансовыми ресурсами. Это повысит ответственность власти и сделает ее доступной для граждан гораздо больше, чем реализация программ типа «Электронной России» и созданных порталов госуслуг.