Совсем недавно в Москве состоялось переименование Большой Коммунистической улицы в улицу Александра Солженицына, а также открытие мемориальной доски Варламу Шаламову. Однако сегодня мы наблюдаем совершенно другую реальность. В Орле был торжественно открыт памятник Ивану Грозному, что стало возможным благодаря инициативе губернатора-коммуниста Потомского, байкера Хирурга, Проханова и Кургиняна. Это событие еще недавно казалось совершенно невероятным.
Памятник не просто появился, но и получил одобрение Русской Православной Церкви. Да, нынешняя церковь поддерживает увековечение памяти человека, который несет ответственность за гибель святых — митрополита Филиппа, игумена Корнилия, архиепископов Германа и Пимена. Всего лишь несколько лет назад церковь, принадлежавшая к другой эпохе, считала идеи канонизации Ивана Грозного, выдвинутые черносотенным митрополитом Иоанном (Снычевым), не только антицерковными и антинаучными, но и откровенно богоборческими. На эту тему высказывались как уже ушедший Патриарх Алексий II, так и ныне здравствующий митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В частности, в 2004 году владыка Ювеналий подчеркнул: «Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г. Распутина — вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства». Таким образом, памятник Ивану Грозному стал символом победы эпохи палачей над эпохой жертв, и эта борьба носит явный общественно-политический характер.
События в Орле можно рассматривать как реванш за памятники жертвам политических репрессий, среди которых было много представителей духовенства. Русская Православная Церковь, фактически став идеологическим отделом Кремля, поддерживает этот реванш, уверяя, что памятник человеку, ответственному за смерти как минимум четырех святых, вполне уместен при благословении высшего иерарха.
Даже Сталин ограничился только фильмом Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли! Можно вспомнить и памятник Тысячелетия России в Новгороде, где нашлось место многим правителям, но не Ивану Грозному. Идеи о его почитании и канонизации появились лишь в середине 90-х в голове митрополита Иоанна, а тогда они выглядели как статьи на тонкой бумаге, которые продавались за копейки у Музея Ленина в Москве. Сейчас же они стали частью государственной политики.
Символично, что памятник Сталину установлен в Пензе. Это город, где находится единственный в стране памятник жертве его репрессий Всеволоду Мейерхольду, открытый в предыдущую эпоху и о котором уже забыли. Также забыли об Осипе Мандельштаме, чью мемориальную доску сняли в Москве якобы для ремонта. Идея увековечить его имя в честь 125-летия поэта оказалась забытой, как и многие исторические споры, считающиеся ненужными и уводящими от настоящих проблем. Однако это и есть наша сегодняшняя повестка.
Реванш палачей не относится к эпохе Ивана Грозного или Сталина; он происходит прямо сейчас. Это логично, так как нас учат ненавидеть — украинцев, американцев, либералов и даже бывшего президента Обаму. Этот список довольно обширен. Разговоры о внешней политике и позиционировании России приводят к обсуждению кольца врагов и ядерного пепла. Нас призывают к военно-патриотическому воспитанию, вместо того чтобы говорить о мирном патриотизме, который действительно необходим.
Переписывание истории и вера в мифы о 28 героических панфиловцах тоже имеют свою цель — создать определенную правду о войне, удобную для государственных нужд. Вспомнить сказку и адаптировать ее под текущие политические интересы проще, чем объяснить, как фронтовики стали жертвами репрессий, в то время как памятник их организатору устанавливается в Пензе. Некоторые из этих фронтовиков всё ещё живы, как, например, Лев Александрович Нетто — брат знаменитого советского футболиста Игоря Нетто. А герои-панфиловцы, по сути, не существовали, и потому никто из них не скажет ни слова.
Таким образом, памятник Ивану Грозному, как и памятник Сталину, не просто дань истории, которую нам не следует стыдиться — это общественно-политический дискурс нашего времени, в котором главными являются мифы о прошлом, настоящем и будущем, а также ненависть, которую они должны подпитывать, чтобы дать волю идеям палачей.