Вчера был опубликован пост о том, как «Ярославская сбытовая компания», находящаяся под контролем нескольких кипрских оффшоров, финансирует партию «Единая Россия» через фонд поддержки этой партии. Предполагается, что фонд поддержки «Единой России» может являться прокладкой, так как финансирование партий компаниями с иностранным участием более 30% запрещено федеральным законодательством.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эти подозрения, был просмотрен финансовый отчет партии за 2011 год, доступный для ознакомления. В отчете обнаружилось, что значительные суммы поступают в партию именно через такие фонды. Например, крупнейший спонсор «Единой России» перечислил почти 50 миллионов рублей. Это не какая-то крупная коммерческая структура, а Псковский региональный общественный фонд поддержки Всероссийской политической партии «Единая Россия». На втором месте с более чем 43 миллионами рублей стоит аналогичный фонд из Курской области. Из отчета видно, что подобные фонды созданы практически во всех регионах России, а также в городах, таких как Набережные Челны и подмосковный Дмитров.
Возникает вопрос: зачем же деньги прогоняются через фонды, если коммерческие организации и физические лица могут финансировать партии напрямую? Например, ООО «Волга трейд» внесло в партийную казну 40 миллионов рублей без использования фондов. Остается лишь одно объяснение: через фонды проходят деньги от компаний, зарегистрированных в оффшорах, таким образом легализуя иностранный капитал, который по закону не должен присутствовать в партиях.
В настоящее время власти с помощью правоохранительных органов ведут активную борьбу с НКО в поисках иностранных агентов. Однако все общественные организации, занимающиеся правозащитной деятельностью, публикуют свои отчеты, доступные для проверки в Интернете. Отчеты фондов поддержки «Единой России» же найти сложно. Например, на сайте тверского отделения «Единой России» указано, что участие в реализации национальных проектов — это дело чести каждого члена партии и каждого гражданина России. Фонд совместно с региональными отделениями проводит целевые акции по оказанию социальной помощи образовательным и медицинским учреждениям.
Интересно, что адресный справочник Набережных Челнов сообщает, что филиал Татарстанского Регионального общественного фонда имеет общий адрес и сайт с городским отделением «Единой России». В разделе «Новости фонда» размещена информация об отчетно-выборной конференции партии. Таким образом, получается, что под фондом подразумевается и партия.
Если власти действительно борются с влиянием иностранного капитала на российскую политику, стоит начать с партии власти. Возможным решением может стать запрет на финансирование партий через фонды, ведь эти организации занимаются только сбором средств и не ведут прибыльную деятельность. На самом деле, партии могут заниматься сбором средств напрямую, просто сообщив потенциальным спонсорам номер расчетного счета.
Кстати, еще не все коммерческие компании, финансирующие «Единую Россию», были проверены, но согласно отчету, крупнейший вклад в партию в 2011 году внесло ЗАО «Михайловцемент», пополнившее партийную кассу на 43 миллиона рублей. Есть также ЗАО «Кавказцемент», внесший более скромные 30 миллионов рублей. Как сообщает Forbes, эти структуры принадлежат «Евроцемент груп» Филарета Гальчева, контролирующего 98% акций компании через кипрский оффшор Eurocement Holding AG.
Следуя закону «О политических партиях», подобное финансирование является незаконным и влечет за собой санкции вплоть до приостановления деятельности партии или ее ликвидации при отказе от устранения нарушений. Нелогичным будет и то, что «Единая Россия» в ходе своей парламентской деятельности лоббирует интересы своих спонсоров, в частности, кипрских оффшоров. 15 марта коммунисты внесли протокольное поручение о проверке законности вывода российских компаний в оффшоры, и эту инициативу поддержали все парламентские партии, за исключением «Единой России».
Таким образом, в недавнем выступлении депутата-единоросса Евгения Федорова о иностранных агентах влияния действительно есть рациональное зерно. Однако, похоже, у партии власти существуют агенты влияния не только из США, но и из Кипра, Белиза и Бермудских островов. Вопрос: почему не проверить законность вывода российских компаний в оффшоры? Вероятно, потому, что это может обидеть крупнейших спонсоров партии.
