Несколько опрометчиво не так давно заявлял, что писать о проходящих в Москве выставках – труд неблагодарный. Действительно, ежедневно в столице проходят десятки выставок, и возникает вопрос: почему стоит обратить внимание на этого автора, а не на другого. У «проницательных» читателей сразу возникает довольно банальная версия выбора. И приходится доказывать очевидное — именно названный художник представляется достойным внимания, потому что он понимает свою профессию и ощущает себя в ней свободно и органично.
Как известно, реальность зачастую интереснее любых прогнозов и обязательств. Совершенно случайно увидел в интернете несколько работ санкт-петербургской художницы Елены Завельской и удивился, почему не обратил внимания на ее творчество раньше. Как минимум, есть две причины, объясняющие это. Во-первых, Елена Завельская является и куратором, и организатором своих выставок, что делает каждую экспозицию ее картин изначально авторской. К тому же, занимаясь художественным творчеством более десятка лет, она заслужила репутацию серьезного и несуетного мастера, известного среди любителей настоящей живописи.
Во-вторых, в силу объективных причин в Москве чаще попадаются на глаза произведения либо местных авторов, либо тех, кого галеристам и кураторам кажется актуальными. Поскольку площадок для просмотра живописи любого направления достаточно, кураторам и организаторам выставок постоянно нужно удивлять, что порой становится синонимом эпатажа. Это может быть и большой стиль — от соцреализма до концептуализма с постмодернизмом, который часто используют для обозначения нового или кажущегося новым.
Елена Завельская в хорошем смысле слова традиционна. Ее работы, когда-то казавшиеся андеграундом, сегодня представляют собой настоящую современную живопись. В них читаются усвоенные уроки отечественного и мирового авангарда, но она не повторяет то, что было у других, а продолжает традицию. Начитанный и информированный зритель найдет в ее живописи влияние импрессионистов, постимпрессионистов, Шагала, Тышлера, Кончаловского. Однако, это самостоятельное, достойное и гармоничное видение мира, переданное через локальный колорит, крупный план и рациональную компоновку холста.
Когда-то ленинградец объяснял мне различия между ленинградской и московской школами живописи. Одна ближе к Сезанну, другая — к реализму. Не буду повторять то, что уже не смогу произвести. Придется полагаться на собственное ощущение. И в северной столице, и в Москве живописи учат достаточно хорошо, как профессии и творческой деятельности. Однако питерские художники в композиции, выборе цвета и передаче бытийного как событийного действуют точнее и педантичнее. В противовес им московские живописцы кажутся более размашистыми, увлекающимися пестротой красок и обтекаемостью контуров.
Таким образом, Елена Завельская — прежде всего петербургский художник. Не случайно ее недавняя выставка «Выше крыши» прошла не в обычном выставочном зале, а в музее Достоевского. В своем эссе о Ленинграде Иосиф Бродский цитировал Достоевского, который говорил, что Петербург — умышленный город. Эта точность и многогранность определения, данного классиком русской литературы, до сих пор поражает.
Живопись Елены Завельской соединяет в себе ироничность и печаль, прозаичность и поэтичность. Можно сказать, что ее произведения, каждое в отдельности и все вместе, не только поэтичны, но и музыкальны. Это не прием, а способ отражения реальности, пусть и немного смещенной в сторону сюрреализма, но не теряющей адекватности в интерпретации. Она с одинаковой приязнью пишет как городского сумасшедшего среди толпы, над которой парит ангел, так и свой родной город в непогоду.
Ее живопись также передает воспоминания о давней жизни, которая кажется полусном, полуява — время репрессий, то, что давно прошло, но не ушло. Именно город определяет стиль Елены Завельской, выступая не только фоном, но и воздухом, который формирует ракурс и ритм отображения действительности. В ауру города вписаны характер и судьба художника. Неудивительно, что Елена Завельская успешно выступает и как поэт, мыслящий не только живописными, но и вербальными образами.
Посмотрев ее картины в ретроспективе, убеждаешься, что в них сохраняется живость восприятия, элемент фантазии и готовность к эксперименту, ощущение традиции и четкое понимание того, что хотелось сказать в каждой новой работе. Творчество Елены Завельской — это чистое искусство, честное искусство, оригинальное творчество с выраженной авторской позицией и форматом общения со зрителями. Это живопись, какой она и должна быть: труд и вдохновение, наивная потребность сохранить то, что дорого и необходимо.
Выставка в музее Достоевского 2011 год, «Сын врагов народа», «Белая ночь», «Слушающий», автопортрет в красных перчатках. Фотографии и репродукции картин представлены Еленой Завельской и публикуются с ее разрешения.