Живопись 2.0
Буквально несколько дней назад, 5 декабря, в Центральном музее современной истории открылась удивительная художественная выставка «Эмоции». Название выставки может напомнить о эпизоде из истории французской живописи XIX века, когда группа художников, не допущенных к академическому Салону в Париже, организовала свою выставку и получила от известного поэта определение «импрессионисты». Если вам это известно, значит, у вас хороший вкус и вы на верном пути.
Впечатление и эмоции — близкие по смыслу определения, и 11 современных российских художников, представленных на выставке, далеки от скандалов и рутинного подхода. Эти мастера, находящиеся в возрасте сорока-пятидесяти лет, получили качественное профессиональное образование в Москве, Ленинграде и провинции. Они осознают, чем для них является изобразительное искусство и как их творчество вписывается в традицию.
В работах художников прослеживается связь с импрессионистами и другими направлениями изобразительного искусства. Каждый из них, сохраняя индивидуальность, объединен общим мировоззрением и умением передать реальность с особой выразительностью. На выставке представлены традиционные жанры — пейзаж, портрет, натюрморт и другие, выполненные с потрясающим совершенством.
Здесь заметен сдвиг в живописи, проявляющийся в яркости и сочности красок или, наоборот, их приглушенности. Эмоциональная составляющая отражает то, что художник считает достойным выразительного переосмысления. Каждая работа, наряду с мастерством композиции, колорита и ракурса, содержит отсылки к известным произведениям прошлого. Например, «Хиромантия» и «Сон Папагены» Андрея Ремнева отсылают к Энгру и Руссо, а «Вороны» Константина Лупанова напоминают пейзажи Ван Гога.
Наряду с этим, «Акмолинская степь» Геймрана Баймуханова и «Пейзажи» Сергея Брюханова перекликаются с работами американских абстракционистов, а картины Михаила Кабан-Петрова демонстрируют чистый импрессионизм. «Красная рубаха» Михаила Карбан-Петрова вызывает ассоциации с цветами Ротко, а натюрморты дуэта Юрий Герман отсылают к голландским мастерам золотого века.
Работы Андрея Кетиладзе, такие как «Удачная охота» и «У Лейдница», напомнят зимние пейзажи Питера Брейгеля Старшего. Восхитительно выразительные «Суши» Константина Лупанова перекликаются с портретами детей Веласкеса, а мрачные «Созополе» Евгения Груздева навевают мысли о мистических оформлении Пиранези. Портреты Генри и Эскизы Груздева напоминают о работах Ван Дейка и Григорьева, а «Светлана в красном» Вадима Чазова близки к «Завтраку на траве» Мане.
На выставке «Эмоция» нет случайных картин, и каждое произведение — это не только дань традиции, но и отклик на видение художника и зрителя. Произведения вызывают ассоциации с мастерами прошлого, такими как Петров-Водкин, Вермеер, Грабарь и другие. Перед зрителем развертывается экскурсия в историю живописи от Эпохи Возрождения до наших дней, показывающая, как художественное сознание освоило традиции и вернулось к шедеврам прошлого.
Выставка представляет собой акционизм и неожиданный перформанс, где не просто воспроизведены известные произведения, а создано уникальное личное ощущение. Здесь наблюдаются стили классицизма, романтизма, импрессионизма и авангардизма, и приемы предшественников подаются открыто, без завуалирования.
Прошлое воссоздано в настоящем, становясь источником подлинного и достойного уважения искусства. Компоненты выставки хорошо продуманы: зрители поднимаются в зал, где картины развешаны с театральной тщательностью, а названия художников сопровождают фрагменты их работ.
Темные ширмы, специальное освещение и музыка создают нужную атмосферу, расширяющую визуальные и психологические границы экспозиции. Репродукции классических произведений на потолке зала подчеркивают высоту искусства и современный способ представления живописи.
Сложенная композиция демонстрации создает впечатление и эмоцию, и название выставки гармонично отражает её содержание. Здесь звук, цвет и объем соединены в единое целое, представляющее собой произведение искусства, оставляющее послевкусие от увиденного в своей подлинности и уникальности.
Главное достоинство «Эмоции» заключается в искренности, правде и возвышенности, которые превосходят технику и школу, обращаясь к настоящему и вневременному. Сильно, трогательно и невероятно красиво.