Кирилл Страхов: «Охта-центр» против закона

Споры вокруг газпромовского небоскрёба на Охте сводятся к простому выбору: «нравится – не нравится». Конфликт становится всё более напряжённым: «Ваша башня – прошлый век архитектуры!», «Но ведь что-то мы должны оставить потомкам?!». Однако, есть и более серьёзные аргументы, такие как закон, который прямо запрещает проект «Газпрома». К сожалению, найти об этом информацию крайне сложно. Поэтому я предлагаю всем читателям правовой анализ проекта «Охта-центра», подготовленный петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Текст не короткий, но понятный и подойдет тем, кто предпочитает опираться на факты, а не на вкусовые предпочтения. В дальнейшем будут опубликованы записи: «Охта-центр против истории» и «Охта-центр против петербургской архитектуры», также с документами.

Правовой анализ (подготовлен Санкт-Петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры)
22 сентября 2009 г. Правительством Санкт-Петербурга было принято решение предоставить открытому акционерному обществу «Общественно-деловой центр «Охта»» разрешение (со ссылкой на статью 40 Градостроительного кодекса РФ) на отклонение от предельного параметра разрешённого строительства «максимальная высота здания» в части, касающейся локального увеличения предельной высоты здания до 403 м для объекта капитального строительства на земельном участке площадью 47 253 кв.м, кадастровый номер 78:11:6001А:34, по адресу: Красногвардейская пл., д. 2, литера К. 6 октября 2009 г. губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко было подписано соответствующее постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1079. Информация о предоставлении разрешения размещена на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга.

Однако это решение нарушает действующее законодательство. Вот лишь основные нарушения:

I) Нарушения федерального законодательства об охране культурного наследия
1) Около 72% данного земельного участка занимает выявленный объект культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1)», включенный в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» согласно приказу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга от 10 мая 2001 г. № 48. В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на участки, относящиеся к памятникам или ансамблям культурного наследия. Следовательно, на эту территорию не могла распространяться и применённая процедура отклонения от градостроительных регламентов.

2) На месте шведской крепости Ниеншанц с 2006 года Санкт-Петербургской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН под руководством П. Е. Сорокина проводятся масштабные археологические раскопки, имеющие большое научное значение. В ходе раскопок был обнаружен уникальный комплекс объектов, обладающих признаками культурного наследия:

  • Неолитическое поселение Охта 1: культурный слой, деревянные рыболовные сооружения на площади около 12 000 кв.м. Исследованная площадь составляет 5770 кв. м;
  • Архитектурные части фортификационных сооружений мысового городища: две линии внутренних и внешних крепостных рвов протяжённостью около 80 м;
  • Архитектурные части фортификационных сооружений средневековой крепости Ландскрона (XIII в.) на площади около 15 000 кв.м;
  • Архитектурные части крепости Ниеншанц XVII — начала XVIII вв.

При этом результаты раскопок частично опубликованы на сайте Института истории материальной культуры РАН.

В соответствии с п. 6 статьи 18 Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», археологические объекты считаются выявленными со дня их обнаружения. Местные органы государственной охраны памятников были проинформированы о найденных объектах. Тем не менее, 21 августа 2009 г. заместитель председателя КГИОП Санкт-Петербурга А.А. Разумов утвердил изменения в Плане границ территории выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1)». Эти изменения существенно уменьшили границы, исключив центральную часть, после чего территорию предложено определить в виде трёх участков.

На основании этой корректировки Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга снял ограничения в использовании данного земельного участка. При этом КГИОП не имеет полномочий по изменению границ территорий выявленных объектов культурного наследия, что было подтверждено заключением Росохранкультуры и направлено в Прокуратуру Санкт-Петербурга.

II) Нарушения регионального законодательства
1) 15 марта 2009 г. вступил в силу закон Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 г. № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного…». Этот закон дополнительно ограничивает возможности застройки в зонах культурного наследия и требует строгого соблюдения охранных регламентов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы