Приусадебный храм Корсунской иконы Божией Матери, построенный в 1802 году в селе Дёгтево Ярославской области, представляет собой уникальное архитектурное сооружение не только районного, но и всероссийского масштаба. Использованная в его объемах форма круга является композиционным центром постройки. В эпоху классицизма такие культовые здания с «круглыми» стенами называли храмами-ротондами. К сожалению, фотографии не могут передать величины «дёгтевской» ротонды, но в действительности она кажется значительно больше.
В Ярославской области мне удалось выявить 344 храма, тяготеющих к стилистике классицизма. Из них всего лишь 11 являются ротондальными, и, к сожалению, за исключением трех церквей, все они находятся в заброшенном состоянии. Таким образом, каждый из таких храмов можно назвать уникальным.
Внутреннее убранство храма Корсунской иконы Божией Матери также заслуживает внимания. Заходя внутрь, ощущаешь не только уникальные росписи, но и их печальное состояние. Пару лет назад свод был целым и создавал впечатляющий эффект на прихожан. Однако затем обрушился фрагмент центральной части, и разрастание дыры под воздействием влаги и давления снега усугубило ситуацию. Теперь свод частично погребен под слоем снега, а осколки лежат на полу, что исключает возможность передвижения внутри церкви.
Особенностью храма являются росписи, имитирующие кессоны – небольшие углубления на сводах, которые придают визуальный эффект увеличения площади и высоты купола. Эти углубления, уменьшаясь по направлению к центру, создают ощущение небывалой высоты. Такой прием использовался в Древнем Риме при строительстве Пантеона – храма всех богов. Классицизм, как известно, опирается на формы эпохи Возрождения, истоки которых восходят к античной архитектуре.
Следует отметить, что заимствование форм архитекторов прошлого в условиях российского климата было значительно сложнее. Одной из особенностей Пантеона является центральное окно в куполе, обеспечивающее освещение. В Дёгтево такая реализация оказалась невозможной: купол мог бы рухнуть задолго до своего времени. Поэтому при строительстве ротондальных храмов на свод ставили главку со световым или глухим барабаном, а основными источниками света служили круглые или полуциркульные окна, расположенные по окружности в верхней части ротонды.
Тем не менее, сочетание формы ротонды с росписями храма свидетельствует о стремлении зодчего как можно более детально использовать наследие архитекторов предыдущих эпох, создавая поистине впечатляющий визуальный эффект. И это все еще ощущается в наши дни.
Интерьеры главного усадебного дома XIX века в Дёгтево удивительно хорошо сохранились: печи, росписи, карнизы и лепные розетки, а также аутентичные фрагменты деревянных оформлений проемов. Не каждый сможет пройти через узкое отверстие и оказаться в заброшенном доме, но все же стоит прогуляться по помещениям с помпезными интерьерами, где практически полностью сохранилась первоначальная планировка.
Также стоит насладиться прогулкой по небольшому селу, где можно встретить примеры сложной и ювелирной работы резчиков по дереву. Дёгтево – место особенное, но, к сожалению, всё больше исчезающее. И пока там есть, что смотреть, стоит отправиться туда в любую погоду!