Продолжаю серию расследований о коррупции в РАН. Новая история составлена из материалов, присланных мне на почту моими читателями. Следственный комитет Российской Федерации по Новосибирской области передал в суд уголовное дело начальника отдела эксплуатации Сибирского отделения РАН Виктора Борисова. По информации следователей, Борисов вымогал взятку в 1,15 млн рублей за содействие в приемке работ по капитальному ремонту гостиницы «Золотая долина», принадлежащей Сибирскому отделению РАН.
Этот случай заставил меня внимательнее присмотреться к ситуации в СО РАН, где Борисов работает с 2007 года, а с 2008 года руководит вице-президент РАН Александр Асеев. Основные деньги крутятся вокруг строительных подрядов, на одном из которых и попался Борисов. К примеру, была история с жилыми комплексами «Апельсин» и «Серебряное озеро», которые по заказу СО РАН возводит ЗАО «Сибакадемстрой». Господин Асеев заключил договор с фирмой, долгое время находящейся на грани банкротства.
«Сибакадемстрой», владельцем которой является Дмитрий Лыков, не может выдать зарплату своим сотрудникам и не вылезает из судебных процессов, однако контракт был заключен. Финансовым директором в фирме Лыкова много лет числился Константин Маслов — сын хорошего знакомого и зампреда Сибирского отделения РАН по общим вопросам, куратора жилищной программы для ученых Анатолия Маслова. Для родной компании государственных денег не жалко — и деньги «Сибакадемстрою» от СО РАН поступают регулярно, в том числе и за еще не построенные дома. Однако никто за это не был наказан.
Были и другие скандалы, связанные с упомянутыми личностями. Например, Константин Маслов, кроме работы в «Сибакадемстрое», отметился как соучредитель ООО «Торговый дом «Исследовательский центр». Его партнером в этой организации стал гражданин Леляк. В свое время Леляк засветился на телевидении: в 2010 году о нем вышел сюжет в передаче «Человек и закон», где говорилось, что его препарат для скота «Ветом», который не прошел клинические испытания, продавался людям как средство от язвы. В передаче Леляк неубедительно оправдывался.
Интересно узнать, не принимали ли участие в разработке «чудо-препарата» специалисты из РАН, знакомые Асеева и Маслова? Но куда актуальнее сегодня ситуация в Центральной клинической больнице СО РАН, которую нелицеприятно оценивает «Безопасный район» в своем листке «Открытый городок». Здесь речь идет о здоровье и жизни людей!
Как отреагировали Асеев с компанией? Они обратились в прокуратуру Советского района Новосибирска с требованием возбудить против «Безопасного района» уголовное дело по обвинению в клевете. Прокуратура отказалась возбуждать дело, тем самым признав, что материалы «Открытого городка» соответствуют действительности. Счетная палата установила множество других нарушений, которые любой желающий может прочитать в отчете №10 (54), но, по моему мнению, имеющихся фактов уже вполне достаточно, чтобы руководством СО РАН и их возлюбленными компаниями занялись уже и Следственный комитет, и Генеральная прокуратура.
Последняя сейчас вплотную занялась проверкой жилищно-коммунальной сферы Академгородка. Поводом стали многочисленные жалобы его обитателей, которым приходится платить за коммунальные услуги в 10-12 раз больше, чем положено, или оплачивать услуги, к которым околоакадемические фирмы вообще не имеют отношения. Хочется надеяться, что правоохранители во всем разберутся.