«Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля, земля – это Россия». П. Столыпин
Сегодня, 10 июня, мы отмечаем День фермера. Именно в фермерстве удачно сочетаются личные интересы с производственной необходимостью и целесообразностью. В этом контексте решаются проблемы территориального обустройства страны, а патриотизм обретает конкретное и притягательное содержание. Построить свой дом на своей земле, кормить себя и страну, выбирать своего президента — все это становится возможным через фермерскую кооперацию, что позволяет выйти на высокий уровень профессионализма и быть конкурентоспособным на мировом рынке. В современных условиях достаточно 1% населения, чтобы вырастить продукцию для остальных 99%, но это процент особых людей, обладающих необходимыми качествами для фермерства: трудолюбием, честностью и умением думать на перспективу.
Первым фермером, фермером свободы в России, безусловно, был Петр Аркадьевич Столыпин. Удивительно, сколько совпадений связывают его с автором Декларации независимости США Томасом Джефферсоном. «Те, кто обрабатывает землю — самые ценные граждане. Самые энергичные, самые независимые, самые благодетельные, и они самыми прочными узами связаны со своей страной и ее интересами». Столыпин, более ста лет назад, снова подчеркивал важность труда на земле, утверждая, что для России необходимо именно свободное производство, а не принудительное. Оба были землевладельцами и имели схожее образование. Свобода граждан США начиналась с успехов свободных фермеров, и Столыпин прекрасно осознавал, что подъем России возможен только через решение проблем в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что успехи свободных фермеров значат гораздо больше, чем они сами могут думать. Переход от охоты к земледелию ознаменовался скачкообразным ростом населения, но лишь спустя тысячи лет сложилась система кооперации, названная фермерской системой. Коммерческий успех фермерства в США уже с 1870-х годов заключался в наличии перепроизводства, которое не вело к дальнейшему росту населения. Таким образом, перед человечеством начинает проявляться истинные ценности.
История развития цивилизации, особенно за последние сто лет, показывает, что именно увеличение свободы человека является основой для его самореализации, а значит, и развития общества. Свобода невозможна без собственности и равенства перед законом. «Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси», — подчеркивал Столыпин. Он верил, что укрепление низов, в которых сосредоточена вся сила страны, должно стать первоочередной задачей.
Прогресс и благополучие служат индикатором того, что общество движется в правильном направлении. За два-три десятилетия модернизации по Столыпинской реформе Россия могла бы стать одним из лидеров мирового демократического сообщества с соответствующим уровнем жизни. Современники Столыпина отмечали его ошеломляющий успех в модернизации страны. Французский экономист Тери, изучая этот экономический феномен, отметил, что с 1902 по 1912 год население России возросло более чем на 26%, а сельскохозяйственное производство увеличилось более чем в 1,5 раза. Столыпин уже тогда подготавливали меры для предотвращения перепроизводства, предсказывая, что к 1948 году население страны достигнет 344,9 млн человек.
Если тенденции сохранятся, к 1950 году России предстоит занять лидирующие позиции в Европе как в политическом, так и в экономическом плане. Тери отмечал, что «ни один из европейских народов не достигал подобных результатов». Немецкий экономист Аугаген, в своем отчете, подчеркивал, что если землеустроительная реформа будет продолжаться, Россия превратится в сильнейшую страну Европы.
Таким образом, в стране формировались условия для реализации реального носителя прогресса — свободной личности. В основе успеха любой страны лежит человеческий капитал из свободных граждан.
P.S. «So God made a farmer.» И на восьмой день Бог посмотрел вниз на Его исполненный рай и сказал: «Мне нужен смотритель». Поэтому Бог создал фермера. «Мне нужен кто-то, готовый вставать до рассвета, доить коров, работать весь день в поле, снова доить коров, есть ужин, затем ехать в город и находиться на школьном собрании далеко за полночь», — так продолжает Бог. Он искал того, кто сможет показывать любовь к своему делу и всей своей жизнью быть примером, кто соединит семью нежными, но крепкими нитями щедрости. Поэтому, в своем образе и подобии, Бог создал фермера. Ода фермеру свободы.