Пару дней назад мне довелось пройтись недалеко от метро Новослободская. Проходя мимо дома 23 по улице Долгоруковская, я заметил необычную вывеску. Табличка на углу дома гласила: «Московская Патриархия. Храм Святителя Николая в Новой Слободе /приходской дом/». Меня это удивило, так как раньше здесь точно не было храма. Из любопытства я зашел внутрь.
Комнаты внутри были открыты, людей не видно, на стенах крепилась церковная атрибутика. Внутри — обычный большой офис. Я стал разглядывать стены, когда из дальней комнаты вышла пожилая женщина в платке. Я решил, что она — что-то вроде дежурного. Я подошел, поприветствовал её и рассказал, что зашел из любопытства, поскольку обычно храмы не посещаю и некрещеный.
Она настояла на том, чтобы я крестился, утверждая, что это единственный путь к спасению, и что я просто обязан начать посещать храм, иначе у меня ничего не будет. Я поблагодарил её и порасспрашивал о службах, о количестве прихожан и о том, как давно здесь храм. Женщина охотно отвечала, что храм здесь больше года, а раньше находилась милиция, и люди бывают только по выходным. Далее разговор снова вернулся к спасению.
Я спросил о других течениях, таких как йога. «Сатанисты», — отрезала она. Она добавила, что всё, что не по православной вере, — это от лукавого. Об иудаизме сказала, что те ожидают возвращения сатаны, а про мусульман — что их вера ложная, так как они верят «не в того бога». Католиков назвала «сектантами», добавив, что истинная вера только одна.
Потом она достала из-под столика две книги и вручила их мне, говоря, что там подробно всё описано. Книги оказались трактатами о сектах от неких православных деятелей — А.Л. Дворкина и А.В. Кураева. Внезапно женщина показала мне старую фотографию с изображением церкви и сказала, что эта церковь при царе стояла там, где сейчас здание Союзмультфильма. Она уверенно сообщила, что «скоро это здание отойдет к нам». Я слегка опешил.
— Как это к вам? — спросил я ошарашенно.
— Ну, к нашему храму, — ответила она. — А как же мультфильм? — продолжил я.
— Ну а что мультфильм? Всему своё место, — ответила она. — И какое место у мультфильма? — снова спросил я.
— Ну какое-то, наверно, будет. А на этом месте будет храм. Там алтарь стоял, служба велась, это патриархии принадлежит. По праву. Пока вопросы еще не все решены, но рано или поздно всё будет правильно.
Я даже растерялся. Вяло спросил, как она относится к советским мультфильмам — Карлсону, Винни Пуху и другим. Она с умиротворенным видом ответила, что хорошо относится, добрые мультфильмы. Но всему своё место. Потом добавила, чтобы я читал книги и приходил к ним в храм на службу в воскресенье. Она пообещала, что, кроме этих книг, принесёт мне диск о том, как бороться с сектантами. Я поблагодарил её, попрощался и вышел.
По дороге к метро я прошёл мимо здания Союзмультфильма. На пороге курил охранник. Я спросил: «А это что, правда, Союзмультфильм?» Охранник моментально оживился, заулыбался и с гордостью ответил, что «правда, конечно!» Я спросил: «что, и Винни Пуха тут рисовали?» — «Тут!» — гордо ответил охранник.
Я поинтересовался, правда ли, что здание скоро будет принадлежать храму. Охранник как-то сразу сник, тихо сказал, что «тут раньше вроде храм был. А там батюшка службу ведет. И скоро, да, к храму всё отойдет». — «А как же Союзмультфильм?» — спросил я. — «Ну, перевезут, наверное, куда-нибудь…» — ответил охранник.
— А Винни Пух с Карлсоном? — спросил я снова. Он хмуро ухмыльнулся и ответил, что «и Винни Пух с Карлсоном». Затем бросил окурок в урну и скрылся за дверью.
На обратном пути я полистал книги, которые мне вручила «дежурная». Обе агрессивно разоблачали иноверцев. Если Кураев показался ещё имеющим хоть какое-то отношение к религии, то книга Дворкина оставила ощущение, что автор пытался любыми средствами создать максимально негативный образ сектантов. Она начиналась с описания методов вербовки. У меня навязчиво всплывала в голове «дежурная». Автор писал так, будто наблюдал её попытки убедить меня принять крещение.
Далее иноверцам «пришивается» всё подряд, начиная от сатанизма и заканчивая бандитизмом. Тем, кто столкнулся с сектой, предлагается немедленно обращаться в правоохранительные органы. Приведен даже пример жалобы на мошенничество, где гражданин жалуется на некую целительницу, обещавшую блага без научных доказательств. Тут вновь вспомнилась «дежурная».