Для того чтобы понять события, произошедшие вчера в Тбилиси, недостаточно лишь проследить хронологию на подступах к Национальной библиотеке Грузии. Хронология и детальное описание происходящего не дают полноценного понимания того, что на самом деле случилось. Вчерашний день начался не с нападения людей, недавно вышедших из тюрьмы, которых окрестили политзаключенными. И даже не с того, что эти люди «вдруг» решили помешать выступлению президента Грузии в Национальной библиотеке. События начали развиваться намного раньше.
На своей традиционной пресс-конференции премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили резко раскритиковал министра обороны Ираклия Аласания. Всего несколькими днями ранее Аласания был снят с должности вице-премьера, при этом сохранив пост министра обороны. На пресс-конференции Иванишвили вскользь упомянул о частных визитах Аласания в Великобританию и Францию, а также о визите в Дубай, отметив, что последний является «маленькой ошибкой» министра. Слова премьер-министра намекали на личный характер визита Аласания в Объединенные Арабские Эмираты, что породило слухи о попытках прежней власти перетянуть на свою сторону прозападного министра обороны.
Все это, вкупе с обвинениями членов партии Аласания в срыве учредительных конференций партии Иванишвили «Грузинская мечта», создало негативный фон вокруг министра обороны. Появились мнения, что в его партии слишком много агентов националов и что сам Аласания выглядит весьма подозрительно.
Развитие событий стало стремительным. Правящей коалиции внезапно понадобилось внести изменения в Конституцию, согласно которым, в случае роспуска парламента (а такое право появится у президента в апреле), правительство переходного периода должно формироваться президентом. Суть изменений заключается в том, что правительство должно остаться прежним в случае роспуска парламента. Интересно, что подобные изменения были уже приняты, но вступят в силу только с переходом Грузии к парламентской форме правления в октябре нынешнего года.
Очевидно, правящая коалиция была уверена, что сможет получить конституционное большинство, оказав давление на депутатов-мажоритариев от «Национального движения». Однако депутаты отказались, вместо необходимого числа в восемь, удалось заручиться лишь двумя голосами. Когда стало ясно, что провести конституционную поправку невозможно, депутаты большинства по указанию Бидзины Иванишвили решили запретить президенту выступать в парламенте до принятия устраивающих их изменений.
В этих условиях президент решил провести выступление перед дипломатами и журналистами в Национальной библиотеке, и именно здесь произошли события. В результате потасовки у стен библиотеки физические оскорбления были нанесены мэру Тбилиси, губернатору региона Самегрело-Земо Сванети, а также нескольким депутатам и сторонникам «Национального движения», включая женщин.
Министр внутренних дел, объясняя происшедшее, заявил, что оппозиция была предоставлена возможность, но не воспользовалась ею. Однако данная версия не выдерживает критики: в условиях недостатка экипированных полицейских о каком-либо коридоре не могло быть и речи. Попытка организовать его силами полиции, которые были мобилизованы без специального оборудования, была обречена на провал. Более того, сам министр внутренних дел прибыл на место событий лишь спустя час после столкновения.
Важно отметить, что организацией акции у стен Национальной библиотеки занималась адвокат Манана Какабадзе, чьи связи с правящей коалицией известны. За несколько часов до событий она также сорвала приход президента на церковную службу в Гелатский собор в Кутаиси и готовила «теплую» встречу с президентом у парламента, если бы выступление состоялось там.
Два участника беспорядков были задержаны, десять допрошены, хотя большинство утверждали, что пришли в полицию к своим друзьям. Неудивительно, что в Тбилиси была предпринята попытка продемонстрировать силу, и она оказалась довольно успешной. Общество увидело, что группа, едва освободившаяся из тюрьмы, вместе с единомышленниками может практически безнаказанно срывать выступление президента и наносить физические оскорбления представителям власти, не говоря уже о рядовых гражданах с иными политическими взглядами.
Однако главная проблема заключается не только в этом. Значительная часть общества не хочет видеть очевидного, полагая, что уход прежней власти, раздражающей нынешнюю, решит все проблемы. Такой подход уже приводил к последствиям, которые помнят все, и не следует забывать об этом.