Бюджетное послание Президента выглядит как никогда скромно – в нем отсутствуют красивые фразы о модернизации и слова о беспрецедентных реформах в вооруженных силах, образовании или здравоохранении. Это послание целиком посвящено вопросам бюджетной политики и не содержит программных заявлений. К чему стремиться, когда на ближайшие годы бюджет сверстан с дефицитом?! Если и найдутся какие-либо новые государственные идеи и программы, их скорее всего придется отложить до лучших времен, когда появятся «лишние» деньги на эксперименты.
Сегодня мы, как и все развитые страны, входящие в ВТО, сталкиваемся с очевидной нехваткой бюджетного финансирования, и поэтому необходимо внимательно следить за расходами, контролировать их и экономить. Обращение президента сформулировано предельно четко и сухо, почти как военный приказ. Впервые первое лицо государственной власти признало ошибки прошлых лет.
Уйти от модели «сырьевой экономики» пока не удается – другие области деятельности не приносят столь значительных доходов и недостаточно развиты. Сверхдоходы от продажи углеводородов размещаются в акциях зарубежных компаний, что, возможно, подстрахует нас при глобальных кризисах и снижении цен на нефтепродукты или объемов их потребления. Но направляется ли хотя бы часть нефтегазовых доходов в развитие сельского хозяйства, легкой и тяжелой промышленности, новейших технологий, медицины и образования? На этот вопрос ответа нет, а также неизвестно, будет ли это сделано в ближайшие годы.
Принятие законов, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих поступления, зачастую происходит без достаточного финансово-экономического обоснования. Каждый законопроект проходит процедуру согласования в различных комиссиях, включая Минфин – неужели и там нет достаточно грамотных специалистов, чтобы избежать таких дорогостоящих ошибок?! Впервые на государственном уровне заговорили об эффективности бюджетных расходов и о непрозрачности их перед обществом.
Долгое время бюджет функционировал по «котловому методу», когда все поступления стекались в одном общем финансовом потоке и расходовались по мере поступления денег и документов на списание. Каждое крупное акционерное общество обязано публиковать свои основные финансовые показатели, чтобы информировать своих акционеров, кредиторов и инвесторов о состоянии дел в компании. Каждый гражданин и каждое юридическое лицо в России платят налоги, сборы и пошлины; мы выбираем руководство страны и вправе получать четкие ответы о произведенных расходах и достигнутых результатах. Почему же Правительство, как главная организация в стране, не делает этого?!
Видимо, что-то начнет меняться, если даже Пенсионный Фонд наконец-то получил утверждение своего бюджета за 2004 год – Федеральный закон № 82-ФЗ принят 25 июня 2012 года, семь лет спустя… И еще одно печальное обстоятельство пришлось признать Президенту – бесконечное реформирование налогового законодательства. За один год в Налоговый кодекс вносится не менее 1000 различных поправок, что в среднем составляет 3 поправки в сутки. Большая часть из них – это уточнения и исправления ранее принятых непродуманных норм.
В результате почти каждый предприниматель утаивает часть доходов от бюджета не из жадности, а из предосторожности: мало ли что еще примут до конца года. Признавая свои просчеты, предполагается сделать шаги навстречу налогоплательщикам. Для несырьевого сектора экономики налоговая нагрузка не будет повышаться как минимум до 2018 года. Но и понижаться она тоже не будет, а акцизы на топливо уже прописаны в Налоговом кодексе с повышением каждые полгода до 2015 года и пересматривать это не собираются.
Обещается более комфортное налоговое администрирование, а также упрощение налогового учета вплоть до полного отказа от него. Однако не реже одного раза в год утверждаются новые формы деклараций по всем налогам, с титульным листом в 2-3 страницы. Граждан ждет новая, понятная и сбалансированная пенсионная реформа, а также возможно повышение качества социальных услуг.
Немногие деятели науки, библиотекари, учителя и врачи, которые еще трудятся «за копейки» в бюджетных учреждениях, будут работать по «эффективному контракту» — их будут платить и формировать объем «соцпакета» в зависимости от качества и количества выполняемой работы. Как будет определяться качество – пока трудно представить; зато с количеством все ясно. В условиях недостатка кадров и низких зарплат работники берут по 2-3 ставки, однако при таких нагрузках о качестве работы не может быть и речи.
Проблем у нас много. И начинать их решать надо с признания своих ошибок. Одного покаяния недостаточно, нужно двигаться дальше.