Сегодня, 9 июня, во вторую субботу июня российские пивовары отмечают свой профессиональный праздник. Это не официальные празднества, не отмеченные красным числом в календарях и поздравлениями от высших лиц государства, а просто скромный особый день, назначенный самими пивоварами.
К сожалению, прямо перед праздником прошла информация о выявленных нарушениях одним из производителей пенного напитка рекламного законодательства. Название марки производить не буду, чтобы не вызвать обвинения в рекламе или заказном пиаре. Этот производитель разместил рекламные плакаты в местах массового скопления людей с фигурами животных и изображением человека, приуроченные к ЕВРО-2012, где разыгрывалась возможность сыграть в товарищеском матче в одной команде с Аршавиным.
Однако, в соответствии с пунктом 6 статьи 22 Закона о рекламе, в рекламе пива категорически запрещается использовать образы людей и животных, даже анимированных. У компании возникла проблема не только в использовании образа мульта-Аршавина, но и в «неудачном» для рекламы бренде, который представляет несколько крупных млекопитающих, часто встречающихся в лесах России. Наличие этих образов на товарной упаковке пива ничего не меняет, так как пункт 4 статьи 2 Закона о рекламе распространяет специальные требования и ограничения на рекламу отдельных видов товаров.
Показать упаковку в рекламе можно, но отдельно использовать тех же животных — ни в коем случае! За такое нарушение антимонопольный орган вправе наложить административный штраф по статье 14.3 КоАП РФ в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Кроме того, реклама немедленно должна быть удалена со всех носителей, ведь необходимо прекратить само правонарушение.
Причины устранения из рекламы людей понятны: если не показывать, то не будет пропаганды постоянного употребления. Судя по рекламе, можно под каждый гол чокаться бокалами с безалкогольным газированным напитком, марка которого всегда с нами. Без живых существ пивоварам практически нечего показывать. Картинки рекламных роликов становятся лишенными сюжета и смысла, сама реклама напоминает болезненный дурман. Пить пиво после таких просмотров не очень-то хочется, что, возможно, только на пользу здоровью.
Такая реклама вроде бы и не запрещена, но пивоварам скоро не будет смысла размещать ее в СМИ. Арбитры, не те, что в гольфах и шортах, а те, что в мантиях, тоже не сторонники чрезмерного употребления пенного напитка и в основном поддерживают надзорный орган по таким делам. Чаще всего страдают пивные рестораны, желающие показать аппетитную даму с полным подносом кружек или компанию друзей — все они получают штрафы и предписания убрать людей из рекламы.
Пик «пивных» разборов пришелся на 2009 год, когда в Интернете сотрудники ФАС обнаружили рекламу другого пива с изображениями людей, и в двух инстанциях обжаловать штраф не удалось — судьи были категоричны, признавая ненадлежащей любую рекламу с использованием образов людей. В том же году даже региональная электронная газета заплатила штраф за использование картинки с человеком и бокалом в рекламной статье о пиве.
Некоторые юристы в консультациях предостерегают пивоваров от использования в рекламе изображений рыбы, если это не готовый к употреблению продукт или полуфабрикат. В отношении рекламщиков и пивоваров можно признать, что они точно не страдают от пива.
