Министерство финансов Российской Федерации выражает уверенность в том, что налогоплательщика можно привлечь к ответственности без судебного решения. Это заявление противоречит принципам добросовестности и презумпции невиновности, закрепленным в пункте 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ. В письмо № 03-02-07/1/3089 от 8 февраля 2013 года рассматривается вопрос о привлечении к ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды.
Термины «добросовестность» и «недобросовестность» не определены в налоговом законодательстве, однако судебные органы были вынуждены установить их рамки. Основные источники понимания этих понятий – Постановление Конституционного Суда РФ № 24-П от 12.10.1998 и Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006. Именно последнее ввело в арбитражную практику термин «необоснованная налоговая выгода». Хотя упомянутые документы не являются источником права, они активно используются государственными органами в их деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, взыскание налога происходит в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки. Таким образом, налоговые органы обязаны обращаться в суд, выявляя признаки фиктивной сделки, для взыскания штрафов и недоплаченных налогов. Однако один из налогоплательщиков, желая уточнить порядок действий, обратился в Минфин с вопросом о том, может ли налоговый орган в таких случаях без обращения в суд привлекать налогоплательщика к ответственности. Ответ оказался положительным.
В упомянутом письме Министерство финансов указывает, что в Налоговом кодексе РФ нет четкой зависимости решения о привлечении к ответственности от обстоятельств выявления факта необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем чиновники не нашли и указаний на то, что налоговая инспекция должна наказывать налогоплательщика при каждом выявлении такого факта. В законе лишь указано, что взыскание налога происходит в судебном порядке в связи с изменением юридической квалификации сделки, но ответственность налогоплательщика не требует такого же судебного подтверждения.
Таким образом, налоговые инспекторы, по мнению Минфина, вправе самостоятельно штрафовать налогоплательщиков за необоснованную налоговую выгоду без обращения в суд. Ситуация выглядит парадоксально: чтобы обосновать недоимку и взыскать налог, налоговый орган должен обратиться в суд и собрать необходимые доказательства. Однако оштрафовать за эту недоимку можно и без судебного разбирательства!
Так проявляется презумпция добросовестности налогоплательщика в действии. У фискальных органов появляется легальное основание для давления на бизнес в ходе налоговых проверок. Зачем доказывать необоснованную налоговую выгоду в суде, когда можно просто вынести решение о привлечении к ответственности и заставить налогоплательщика уплатить штраф?
Безусловно, налогоплательщики имеют право обжаловать любые штрафы, наложенные налоговыми органами. Однако возникает вопрос: почему существуют двойные стандарты? Почему на бумаге у бизнеса есть гарантии защиты прав и законных интересов, а на деле налогоплательщики вынуждены сами обращаться в суд и доказывать свою правоту? Где же презумпция добросовестности? В главном налоговом законе ее по-прежнему нет. А на «нет», как известно, и суда нет.
