В Москву в четверг прибыла группа видных ученых – физиков и математиков: Томмасо Каларко, Джон Дойл, Евгений Демлер и Михаил Лукин, а также нобелевский лауреат по физике 2001 года Вольфганг Кеттерле. В столице они обсуждали возможности сотрудничества со «Сколково», в частности создание в рамках иннограда Международного центра квантовой оптики и квантовых технологий. Одна из встреч прошла в кабинете первого заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова.
Вольфганг Кеттерле в 1995 году был одним из первых, кому удалось создать конденсат Бозе — Эйнштейна. В 1997 году он продемонстрировал атомный лазер. В 2001 году, совместно с Эриком Корнеллом и Карлом Виманом, был удостоен Нобелевской премии по физике «за экспериментальное наблюдение бозе-эйнштейновской конденсации в разреженных газах атомов щелочных металлов и за первые фундаментальные исследования свойств таких конденсатов».
Томмасо Каларко с 2005 года работает главным специалистом в Национальном центре по исследованию конденсата Бозе – Эйнштейна в Тренто (Италия), совмещая эту позицию с исследовательской деятельностью под руководством Михаила Лукина на физическом факультете Гарварда и профессурой в Университете Ульма. Возможно, именно он возглавит «Сколково».
Кеттерле отметил: «Центр в Москве имеет все шансы стать серьезным мировым институтом новых технологий. Я не могу переехать в Россию насовсем, но я открыт и готов сотрудничать. Если что-то отдаешь – назад получаешь это вдвойне. Поэтому я безусловно готов к сотрудничеству». Сурков добавил: «Вы еще Сколково не видели! Вы точно захотите остаться. Вообще неверие в большие и дерзкие проекты – проблема русских. Нам потому нужен этот центр, чтобы сломать этот стереотип».
Разговор с ученым наверняка появится в официальных СМИ, меня же больше заинтересовал кабинет. На одной из тумбочек лежали книги по современной архитектуре. Пока шла встреча, я немного поснимал кабинет.
Судя по всему, интернет в Кремле от Йоты. Книг много, и, судя по всему, их читают. Наверное, самая интересная полка содержала «Демократия для избранных», «Темницы» и «Владимир Путин». Какой-то «Словарь в помощь избирателю» имел иероглифы, а старая реклама выборов добавляла историческую атмосферу.
На портретах, стоящих на столе, три слева точно опознать не могу, а справа изображены Тупак и Обама. Очень неожиданно было увидеть книги по современной архитектуре. Жалко, что они не мешают беспредельничать Моспроекту. Вид из окна был оригинальным и запоминающимся.