Мозговитый, что ни говори. Не перестающий удивлять и поражающий способностью видеть то, что до поры до времени скрыто от многих других. Прочитайте этот удивительный текст: «В стране произошел щелчок, и меняются эпохи. Старая эпоха закончилась, началась новая. В чем суть, что меняется? Девяностые, грубо говоря, – это буря и натиск, нулевые – это стабильность. Но приходит момент, когда весь позитив эпохи вдруг превращается в негатив. То, что было стабильностью, становится застоем. То, что было вертикалью и государственным порядком, становится коррупцией. И так далее, и так далее. Все это происходит на наших глазах. Признаков этого явления я вижу сотни, просто сотни. Я считаю, что у нас на глазах рушится эпоха нулевых – и наступает новая эпоха.
Когда многие говорят, что с выборами определились и что теперь будет стабильность – ничего подобного! Ровно наоборот. В моем понимании масштаб преобразований – политических, социальных, культурных, экономических, которые стране придется пережить в следующие даже не десять, а три-пять лет, – сопоставим не с нулевыми годами, а с девяностыми. Мы входим в волну колоссальных преобразований. Корень этих преобразований – появление в России среднего класса. То, чего ранее никогда не случалось, а теперь случилось. В гайдаровских терминах это пятнадцать тысяч долларов на душу населения. Он появился, средний класс, и ему категорически не нравится то, что происходит в стране.
Этот класс в гробу видал всю нашу политическую систему. Он рождает десятки ПОКА ЕЩЕ неполитических движений. От Чириковой до борьбы с «газоскребом». Такого рода явления восемь лет назад были невозможны. Всем было не до этого. Сейчас они рождаются одно за другим, причем, заметьте, не только в Москве. А что с пожарами было в стране летом 2009-го? Фантастическое явление! Десятки тысяч людей садились в свои машины, скооперировавшись через интернет и купив по дороге огнетушители, и тушили! Или вещи собирали. Это абсолютно новое качество общественного сознания. Это все признаки того, что в стране что-то щелкнуло, изменилось!
В моем понимании это изменение и означает, что в результате экономических преобразований в стране произошло фундаментальное изменение социальной структуры. И этот процесс посильнее, чем выбор между президентом Медведевым и президентом Путиным. Это гораздо мощней. Это такая толща, и такая в ней титаническая мощь, что с ней придется считаться любому президенту!
Я не говорю, что через неделю произойдет октябрьское восстание. Я говорю об историческом процессе другого масштаба. Я очень сильно сжимаю мысль, но суть ее состоит в том, что с первой из двух задач, о которых я говорил [переход к рынку], мы справились тогда, а вторая [переход к демократии] начнет решаться сейчас. Причем решение второй задачи предопределено решением первой. Ровно сейчас!»
Почему этот текст удивительный? По нынешним меркам, возможно, ничего особо революционного в этих словах и нет. Сегодня, когда это публикуется, нечто подобное могут заявить, наверное, многие интеллектуалы. Вот только это было сказано еще в начале прошлого октября, когда не было и намека на провал партии власти на выборах и последующие многотысячные акции протеста. Впрочем, не о даре предвидения речь. Главное в другом. Если тот «щелчок», о котором идет речь, действительно произошёл, нас ждет интересное и, возможно, небезнадёжное будущее.